От Мак
К All
Дата 05.12.2016 16:21:12
Рубрики Прочее; Семинар; Тексты;

Заместителем министра образования и науки РФ назначена Ирина Кузнецова

Заместителем министра образования и науки РФ назначена Ирина Кузнецова

Учительская Газета

В Минобрнауки РФ назвали имя нового заместителя главы ведомства. Распоряжением Правительства РФ на эту должность назначена Ирина Кузнецова. Ранее она возглавляла ФГБУ "Дирекция "Школа-2025", занимающееся сопровождением программы по созданию новых мест в образовательных учреждениях.

Ирина Кузнецова окончила Ульяновский государственный педагогический институт в 1987 году, по специальности "учитель биологии и химии". Спустя пять лет завершила обучение в аспирантуре Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по специальности "биолог-исследователь". В 2012 году прошла профессиональную переподготовку по дополни-тельной профессиональной программе "Управление государственными и муници-пальными заказами".

С 1987 по 1989 год Ирина Кузнецова работала в Ульяновском областном дворце пионеров и школьников. С 1992 по 1996 год прошла путь от старшего научного сотрудника до директора Научно-методического центра "Диагностика. Адаптация. Развитие" им. Л.С. Выготского Министерства образования.
С 1997 по 2004 год она занимала должность директора Исполнительной дирекции "Дети России" по федеральным целевым программам и проектам, направленным на улучшение положения детей в России. С 2004 по 2013 год работала директором Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ (НИУ ВШЭ).
С 2013 по 2014 год Ирина Кузнецова занимала пост генерального директора ООО "ДРОФА", а с 2014 по 2015 год - вице-президента АО "Издательство Просвещение".
С 2015 по 2016 год нынешний замминистра являлась директором ФГБУ "Дирекция "Школа-2025" Минобрнауки России. Учреждение было создано в конце прошлого года для сопровождения, мониторинга и информационного обеспечения реализации программы "Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях".
Ирина Кузнецова - Почетный работник системы общего образования Российской Федерации. Известно, что новый заместитель главы Минобрнауки РФ замужем, воспитывает троих детей.
По информации Минобрнауки РФ


От Мак
К Мак (05.12.2016 16:21:12)
Дата 30.01.2017 14:21:43

Приходит еще один заместитель министра обрнауки России Павел Зенькович из АП

http://www.cyprus.kp.ru/online/news/2640004/



Юлия ДИВЕЕВА

Куратор общественных проектов Кремля станет замминистра образования
Павел Зенькович из администрации президента переходит в министерство образования и науки

Начальник управления общественных проектов администрации президента Павел Зенькович покинул свой пост и в ближайшее время будет назначен первым заместителем министра образования и науки. Эту информацию подтвердил пресс-секретарь ведомства Андрей Емельянов.

"Будет ли это пост статс-секретаря или замминистра - пока сказать не могу", - отметил представитель Минобраза.


Пост Зеньковича в АП, скорее всего, займет замглавы управления внутренней политики (УВП) Сергей Новиков, передает Интерфакс.

"Наиболее вероятной кандидатурой на должность, которую оставил Зенькович, является замначальника УВП Сергей Новиков", - цитирует агенство слова своего иточника в администрации президента РФ.

От Мак
К Мак (30.01.2017 14:21:43)
Дата 07.02.2017 13:58:19

Павел Зенькович назначен замминистра образования и науки

Замглавы Министерства образования и науки назначили Павла Зеньковича

Прочитали 4 829 раз
Председатель правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому на должность замминистра образования и науки был назначен Павел Зенькович. Соответствующий документ опубликован на сайте кабмина (pdf.).

«Назначить Зеньковича Павла Станиславовича заместителем министра образования и науки Российской Федерации», — говорится в распоряжении.

Документ был подписан 6 февраля.

Ранее Зенькович занимал должность начальника Управления общественных проектов администрации президента. 31 января на этой должности его сменил Сергей Новиков.

О том, что Зенькович перейдет в Министерство образования и науки на должность заместителя министра, источники РБК рассказали 27 января. Как уточнял тогда представитель министерства Андрей Емельянов, приход Зеньковича в ведомство «усилит компетенции министерства, в том числе в части взаимодействия с госорганами, администрацией президента, правительством и т.д.».






Теги Минобрнауки, замминистра

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5898d01a9a79472bf7ba7e25?from=newsfeed

От Мак
К Мак (30.01.2017 14:21:43)
Дата 31.01.2017 18:04:45

Биография Павла Зеньковича

По ссылке есть и фото
https://ria.ru/spravka/20121020/592529570.htm

Павел Станиславович Зенькович родился 19 июня 1978 года.
В 1999 году окончил Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ. После окончания вуза работал в министерстве иностранных дел.
С 2004 года — в пресс-службе администрации президента РФ.
В 2006 году работал в оргкомитете саммита G8 в Санкт-Петербурге.
С 2007 года Павел Зенькович был помощником первого вице-премьера Сергея Иванова.
В 2008 году занял пост заместителя директора департамента пресс-службы и информации правительства РФ.
Во время президентской кампании 2012 года Зенькович работал заместителем главы предвыборного штаба Владимира Путина Станислава Говорухина.
С марта 2012 года занимал пост заместителя начальника управления президента РФ по внутренней политике.
20 октября 2012 года Павел Зенькович был назначен начальником управления президента РФ по общественным проектам.
Действительный государственный советник 1 класса (2012).
Декларированный доход Зеньковича за 2015 год составил 7,11 миллиона рублей.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

От Берестенко М.К.
К Мак (31.01.2017 18:04:45)
Дата 01.02.2017 14:18:53

Re: Биография …

Биография …
Педагогический стаж равен…?
Научный стаж равен…?
Собственных детей воспитывает сколько …?
Какие полезные дела успел сделать для страны …?
Список научных трудов, в том числе по педагогике ..?
Истинно достойный кадр по обрнауке для правительства Медведева. Не более.

От miron
К Мак (31.01.2017 18:04:45)
Дата 31.01.2017 22:40:19

Очередной дебил (-)


От vld
К miron (31.01.2017 22:40:19)
Дата 01.02.2017 11:07:33

это "статс-секретарь", ему можно и дебилом

главное чтобы по бумажке в камеру с умным видом умел читать

От miron
К vld (01.02.2017 11:07:33)
Дата 01.02.2017 15:22:16

Завалит учителей бумагами. Уже невозможно стало работать. (-)


От Мак
К Мак (05.12.2016 16:21:12)
Дата 26.01.2017 13:27:11

23.01.17-начало приема заявок от кандидатов в Общественный совет при Минобрнауки

13 января 2017 года, 11:49
http://минобрнауки.рф/пресс-центр/9409

23 января 2017 года начинается прием заявок от кандидатов в Общественный совет при Минобрнауки России

Общественная палата Российской Федерации и Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации с 23 января по 10 февраля 2017 года принимают заявления от некоммерческих организаций, выдвигающих кандидатов в состав Общественного совета при Минобрнауки России.

Процедура формирования Общественного совета при Минобрнауки России регламентирована Стандартом деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти, одобренным протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 24 июня 2015 г.
№ 3.

Общественный совет формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан Российской Федерации с учетом представительства профессиональных объединений и иных социальных групп, осуществляющих свою деятельность в сфере полномочий Минобрнауки России.

Министерство заинтересовано в том, чтобы в Общественный совет вошли неравнодушные профессионально грамотные граждане, способные ставить общественные интересы выше частных или корпоративных интересов, готовые к конструктивному диалогу и добровольному участию в работе во благо государства и народа.

Подробная информация о требованиях к кандидатам и организациям, их выдвигающим, а также формы установленных документов размещены на официальных сайтах Общественной палаты Российской Федерации https://www.oprf.ru/1449/2202/newsitem/37848 и Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации http://open.gov.ru/os/news/5515689.

Справочно:

Общественный совет при Минобрнауки России - постоянно действующий совещательно-консультативный орган общественного контроля, призванный обеспечить учет потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиту прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при осуществлении государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью Министерства образования и науки Российской Федерации.
Последнее изменение: 13 января 2017 года, 11:49

От Мак
К Мак (26.01.2017 13:27:11)
Дата 26.01.2017 13:39:23

А еще есть совет при Минобрнауки России по науке

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по науке
О Совете
http://sovet-po-nauke.ru/
1 апреля 2013 года состоялось первое заседание Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по науке. Открыл заседание Совета Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов.
Совет по науке создан в министерстве как совещательный орган для подготовки предложений по повышению эффективности научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности, в том числе для обсуждения государственных программ в сфере науки и экспертизы соответствующих нормативно-правовых актов.

Задачи Совета по науке
Цель:
повышение эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности в России.

Задачи:
оценка эффективности и корректировка реализации программ поддержки научных исследований;
анализ научных направлений, приоритетизация направлений исследований, включая коммерциализацию результатов исследований в экономике;
выработка принципов и механизмов научной экспертизы исследовательских проектов, анализ и оценка качества экспертизы исследовательских проектов.

Презентация к выступлению министра Д.В. Ливанова на первом заседании Совета (pdf, 818.1KB) http://sovet-po-nauke.ru/sites/sovet-po-nauke.ru/data/presentation01.pdf Источник: Пресс-служба Минобрнауки России

http://sovet-po-nauke.ru/sites/sovet-po-nauke.ru/files/data/Press-release_13_10_2016.pdf

Пресс-релиз Совета по науке при Министерстве образования
и науки РФ, 13.10.2016
13 октября 2016 года в Москве прошло шестнадцатое заседание Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ (далее – Совет). В работе Совета принял участие заместитель Министра образования и науки РФ А.В. Лопатин.
Председатель Совета академик А.Р. Хохлов представил отчет о работе Совета за период с октября 2015 по октябрь 2016 г.
Был также обсужден вопрос о дальнейших планах работы Совета. Планируется продолжить работу Совета в следующих основных направлениях:
1.Разработка программы по развитию кадрового потенциала в российской науке на основе системы конкурсной поддержки ведущих ученых, ведущих лабораторий, самостоятельных лабораторий для молодых ученых, создания новых «точек роста» в российских регионах.
В связи с этой проблемой Совет еще раз обратил внимание на необходимость реформы правил финансирования научных исследований в рамках государственного задания. Эти правила должны быть более гибкими, учитывать эффективность работы организаций, лабораторий и отдельных ученых, а также обеспечивать возможность кадрового маневра для организации новых лабораторий в наиболее актуальных направлениях современной науки.
2. Разработка системы мер по повышению привлекательности карьеры ученого, результативности и комфортности научной деятельности в России.
Такая система мер должна, прежде всего, иметь своей целью обеспечение надежности жизненных траекторий для ученых, эффективно работающих на мировом уровне современной науки. Совет предлагает разработать количественные показатели комфортности ведения научной деятельности для таких ученых (время, затрачиваемое на отчеты и заявки по проектам, доступность грантового финансирования, легкость формирования и изменения научного коллектива, время, необходимое для заказа реактивов и других расходных материалов, время ожидания их поставки). Эти показатели напрямую не связаны с размером финансирования науки, но исключительно важны для ученых. Совет считает, что вполне можно поставить задачу доведения этих показателей за три-пять лет до уровня развитых в научном отношении стран. Более того, можно было бы оценивать руководство научных организаций и ведомств с точки зрения этих показателей.
3. Участие в разработке проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации».
4. Участие в работе по совершенствованию системы аттестации научных кадров.
Практика применения нового положения по присуждению ученых степеней выявила ряд не вполне проработанных моментов, которые должны быть исправлены. Это касается, в частности, слишком жестких ограничений на выбор официальных оппонентов, возможности защиты диссертаций на иностранных языках и т.д. Коренная переработка необходима в отношении положения об ученых званиях с тем, чтобы сбалансировать научные и педагогические требования к соискателям таких званий.
По мнению Совета, требования к публикационной активности членов диссертационных советов и экспертных советов ВАК в изданиях, входящих в международные базы данных, не должны быть снижены. Параллельно с этим должна проводиться работа по включению в международные базы данных большего числа российских журналов. С этой точки зрения Совет еще раз отмечает необходимость развития базы Russian Science Citation Index и постепенного исключения из списка ВАК журналов, не обеспечивающих должного уровня рецензирования.
5. Участие в разработке оценки эффективности деятельности научных организаций и отдельных ученых в зависимости от области науки.
Существующие наукометрические подходы к оценке эффективности научной деятельности работают вполне хорошо применительно ко многим областям науки (естественные науки, социальные науки). Однако для гуманитарных и технических наук ситуация другая, что Совет уже отмечал в двух заявлениях, опубликованных в марте с.г.
http://sovet-po-nauke.ru/info/31032016-declaration_hum
http://sovet-po-nauke.ru/info/31032016-declaration_tech
В частности, в области гуманитарных наук важную роль играют научные монографии и публикации новых источников (архивные данные, эпиграфические публикации, результаты полевых исследований и др.), но они должны пройти предварительное рецензирование в ведущих научных или образовательных организациях.
Вместе с тем, Совет подчеркивает, что необходимо применять сходные критерии для оценки научной работы в РФ и в других развитых в научном отношении странах, что следует из международного характера науки. В
частности, ученые всех специализаций должны публиковаться в международных журналах, высокий уровень которых признан научным сообществом. Следует развивать и международную экспертизу результатов научной деятельности.

Веб-сайт Совета по науке http://sovet-po-nauke.ru










http://sovet-po-nauke.ru/info/members

Состав Совета

Члены Совета — это активные российские ученые работающие в различных областях знаний, 22 человека.

Состав Совета:
Бовин Николай Владимирович — заведующий лабораторией ИБХ РАН
Богачев Владимир Игоревич — профессор МГУ, заведующий кафедрой математики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Болдырева Елена Владимировна — заведующая кафедрой химии твердого тела НГУ, г.н.с. ИХТТМ СО РАН
Бондарь Александр Евгеньевич — чл.-корр. РАН, декан физического ф-та НГУ, заведующий лабораторией ИЯФ СО РАН
Валиев Руслан Зуфарович — научный руководитель Института физики перспективных материалов УГАТУ
Виноградов Алексей Юрьевич — научный руководитель Института Прогрессивных Технологий ТГУ
Гирш Эдуард Алексеевич — в.н.с. ПОМИ РАН, профессор кафедры Академического университета РАН в Санкт-Петербурге
Голосов Григорий Васильевич — университетский профессор сравнительной политологии Европейского университета в Санкт-Петербурге
Жарков Дмитрий Олегович — заведующий лабораторией геномной и белковой инженерии ИХБФМ СО РАН
Иванчик Аскольд Игоревич — чл.-корр. РАН, сотрудник CNRS / Université de Bordeaux 3, г.н.с. ИВИ РАН
Измоденов Владислав Валерьевич — профессор МГУ, заведующий лабораторией ИКИ РАН, в.н.с. ИПМех РАН
Кабанов Александр Викторович — заведующий лабораторией «Химический дизайн бионаноматериалов» МГУ имени М.В. Ломоносова.
Ковалев Юрий Юрьевич — заведующий лабораторией внегалактической радиоастрономии Астрокосмического центра ФИАН
Ломонова Елена Андреевна — заведующая кафедрой электромеханики и силовой электроники - Технологический Университет Эйндховена (Нидерланды)
Лукьянов Сергей Анатольевич — проректор по критическим биомедицинским технологиям РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Смелянский Руслан Леонидович — чл.-корр. РАН, заведующий научно-исследовательской лабораторией вычислительных комплексов факультета ВМК МГУ, директор по науке и образованию Центра Прикладных Исследований компьютерных сетей
Соболев Александр Владимирович — чл.-корр. РАН, заведующий лабораторией геохимии магматических и метаморфических пород Геохи РАН
Соболев Андрей Николаевич — профессор кафедры славянской филологии филологического ф-та СПбГУ
Сонин Константин Исаакович — профессор Чикагского университета и НИУ Высшая школа экономики
Устинов Виктор Михайлович — чл.-корр. РАН, заместитель директора ФТИ РАН
Хохлов Алексей Ремович — академик РАН, проректор МГУ им. М.В. Ломоносова
Цатурян Андрей Кимович — в.н.с. НИИ механики МГУ имени М.В. Ломоносова

29 октября 2015 года на двенадцатом заседании по результатам открытого голосования членами Совета были избраны председатель Совета по науке — член президиума РАН, проректор МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Ремович Хохлов и заместитель председателя – член-корреспондент РАН, г.н.с. ИВИ РАН Аскольд Игоревич Иванчик.



От Мак
К Мак (26.01.2017 13:39:23)
Дата 26.01.2017 13:59:36

Статус и процедура избрания этого совета по науке довольно туманны:

Из статьи Ю.П.Борзовой (РИЭПП)

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по науке

Научная библиотека КиберЛенинка:
http://cyberleninka.ru/article/n/sovet-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rossiyskoy-federatsii-po-nauke-osobennosti-organizatsii-i-deyatelnosti#ixzz4WrdLV4Kg

"На расширенной коллегии Минобрнауки России 20 марта 2013 года «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год» Министр Д. В. Ливанов, подводя итоги работы в 2012 году и намечая основные направления деятельности на ближайшее будущее, объявил о создании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по науке (далее - Совет по науке) [9].
Ранее министр на расширенном заседании Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и наукоемким технологиям, посвященном проекту государственной программы «Развитие науки и технологий», состоявшемся 17 сентября 2012 года, заявил, что Минобрнауки России заинтересовано в максимально широком включении научного сообщества в обсуждение путей развития российской науки [10].
В развитие принятого решения приказом Минобрнауки России от 29 марта 2013 г. № 218 было утверждено Положение о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по науке. Совет создан как совещательный орган для подготовки предложений по повышению эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе для обсуждения государственных программ в сфере науки и экспертизы соответствующих нормативно-правовых актов.
В состав Совета первоначально были включены 22 российских ученых, представляющих различные области знаний и имеющих наиболее высокие показатели результативности, из которых десять ученых работают в институтах РАН, еще десять представляют вузовскую науку и двое - отраслевую науку (см. Приложение 1).
Необходимо отметить, что Совет по науке представлен в первую очередь активно работающими учеными, не занимающими, в отличие от членов Совета при Президенте, высоких руководящих должностей.
Члены Совета открытым голосованием избрали председателем А. Р. Хохлова - члена президиума РАН, проректора Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, профессора, физика, имеющего мировой научный авторитет. Заместителем председателя Совета был избран член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, специалист по древней истории и археологии А. И. Иван-чик.
На первом заседании Совета, состоявшемся 1 апреля 2013 года, Д. В. Ливанов сообщил, что Совет получит право решающего голоса при принятии ключевых, стратегических решений, а Министерство готово использовать принцип «двух ключей», когда решения будут приниматься после согласования с Советом. «Совет по науке должен отражать проблемы и перспективы нашей науки, - подчеркнул Министр. - Мы рассматриваем его как орган коммуникации и, с другой стороны, как орган экспертизы, который будет обеспечивать гармонизацию наших решений с ожиданиями научного сообщества. Он должен стать точкой консолидации разных мнений» [11]."


От Мак
К Мак (26.01.2017 13:27:11)
Дата 26.01.2017 13:36:53

Этот Общественный совет при Минобрнауки скорее по образованию

http://минобрнауки.рф/документы/8650/файл/8050/отчет%20ОС.doc

Отчет о деятельности Общественного совета при Минобрнауки России за 2015 год

Общественный совет является постоянно действующим совещательным органом при Министерстве образования и науки Российской Федерации, целью которого является осуществление общественного контроля за деятельностью Министерства.

В 2015 году состоялось три заседания Общественного совета при Минобрнауки России, на которых было рассмотрено 9 вопросов.
Среди вопросов, вынесенных на обсуждение, были:

3 апреля 2015 г.
1. Об итогах реализации публичной декларации целей и задач в 2014 году и о задачах на 2015 год.
2. О перспективах преподавания в образовательных учреждениях основного общего и среднего образования предметов, связанных с религией.
3. О согласовании плана по проведению независимой оценки качества образования в 2015 году (на федеральном уровне).

16 сентября 2015 г.
1. Издание учебников и учебно-методических пособий в рамках создания государственной корпорации по развитию образования.
2. О поддержке универсального десятилетнего срока давности для лишения ученой степени.
3. Совершенствование системы мониторинга соблюдения прав обучающихся (условия, стоимость проживания в общежитии, повышение стоимости обучения, своевременность выплаты стипендий).

10 ноября 2015 г.
1. О возможности установления скользящего графика начала учебного года в общеобразовательных и профессиональных организациях и в высших учебных заведениях.
2. О практике привлечения Рособрнадзором к административной ответственности руководителей организаций высшего образования за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии) в части отсутствия у сотрудников, в том числе проработавших в образовательной организации более десяти лет, справок о несудимости
3. Об обеспечении участия представителей всех субъектов Российской Федерации в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников как в мероприятии всероссийского уровня.

Также было проведено 6 заочных голосований по следующим темам:
1. Согласование проекта постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы».
2. Согласование проекта постановления Правительства Российской Федерации об утверждении федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 – 2020 годы.
3. Согласование проекта постановления Правительства Российской Федерации «о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. № 426 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы».
4. Согласование проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 годы».
5. Согласование проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Русский язык» на 2011 – 2015 годы».
6. Согласование перечня образовательных организаций высшего образования, в отношении которых будет проведена независимая оценка качества образовательной деятельности

В 2015 году на заседания Общественного совета приглашались представители родительского и педагогического сообщества, представители ВЦИОМ, представители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Информация о деятельности Общественного совета регулярно размещается на официальном сайте Минобрнауки России в разделе «Заседания» рубрика «Общественный совет». Протокол каждого заседания Общественного совета публикуется на официальном сайте Минобрнауки России в течение 10 дней с момента заседания.

От Ikut
К Мак (05.12.2016 16:21:12)
Дата 17.01.2017 16:49:20

Владимир Фортов рискнул выдвинуться на второй срок

http://www.ng.ru/nauka/2017-01-11/9_6899_fortov.html

11.01.2017 00:01:20

Владимир Фортов рискнул выдвинуться на второй срок

Предстоящие в марте выборы президента Российской академии наук могут вылиться в противостояние бюрократических элитных группировок

Андрей Морозов

Вступая в борьбу за второй срок на посту президента РАН, академик Владимир Фортов, конечно, понимает, что не все будет зависеть от выбора самих академиков. Фото Сергея Бобылева/ТАСС

В марте Общему собранию РАН предстоит сделать непростой выбор. Стоит академик Жорес Алферов. Сидит второй справа –академик Александр Некипелов. Фото с сайта www.ras.ru

Газета Печатная версия

11.01.2017 00:01:20 Владимир Фортов рискнул выдвинуться на второй срок

Предстоящие в марте выборы президента Российской академии наук могут вылиться в противостояние бюрократических элитных группировок

Андрей Морозов

Тэги: фано, ран, фортов, правительство, власть, академия наук

В самом конце прошлого года на очередном заседании Уральского отделения Российской академии наук состоялось выдвижение кандидата на должность президента РАН. Напомним, выборы должны пройти в марте 2017 года. В адрес Президиума УрО РАН поступили письма от академиков Геннадия Месяца (в свое время много лет возглавлявшего Уральское отделение РАН) и Михаила Садовского с предложением поддержать кандидатуру действующего президента РАН Владимира Фортова. Он, как стало известно, решил вновь баллотироваться на этот пост. Большинством голосов кандидатура Владимира Фортова была поддержана.

Попасть в заданные рамки

Как стало известно «НГ», с 17 января начнется обсуждение кандидатур на пост президента РАН в отделениях Академии. Возможно, кроме Фортова, еще появятся две-три кандидатуры.

Любопытно, что во время предыдущей, 2013 года, предвыборной кампании еще накануне голосования один из академиков, попросивший не называть его имени, сетовал, что интрига была убита заранее: «Поражает, что ни одно из региональных отделений РАН – Сибирское, Уральское, Дальневосточное – не выдвинуло своего кандидата. Выдвинутый Санкт-Петербургским научным центром РАН Жорес Алферов –это скорее отвлекающий маневр».

29 мая 2013 года на Общем собрании РАН прошли выборы президента Академии. На этот пост члены Академии избрали академика Фортова. Больше месяца спустя правительство РФ утвердило Фортова. А 27 июня 2013 года грянула реформа академической науки.

Впрочем, сегодня интрига заключается совсем в другом.

Здесь, по-видимому, имеет смысл напомнить некоторые формальные требования, закрепленные в Уставе РАН (принят 27 марта 2014 года), касающиеся выборов президента РАН.

«Пункт 80. Президент Академии является единоличным исполнительным органом управления Академии.

81. Президент Академии избирается из числа академиков Академии сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Академии более 2 сроков подряд.

На должность президента Академии не могут быть рекомендованы члены Академии старше 75 лет, если такое ограничение установлено законодательством Российской Федерации.

Избранный общим собранием членов Академии президент Академии вступает в должность после его утверждения Правительством Российской Федерации. До утверждения в должности Правительством Российской Федерации избранный Общим собранием членов Академии президент исполняет обязанности президента Академии...

143. Президент Академии, наделенный в установленном порядке соответствующими полномочиями до дня вступления в силу Федерального закона, осуществляет указанные полномочия в течение 3 лет со дня проведения первого общего собрания членов Академии».

Таким образом, фактически Владимир Фортов идет не на второй срок, а на «полуторный»: 3 + 5.

Федеральный закон, о котором упоминается в пункте 143, – это известный Закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Подписан президентом РФ Владимиром Путиным 27 сентября 2013 года. Согласно этому ФЗ № 286, три государственные академии – РАН, Российская академия сельскохозяйственных наук и Российская академия медицинских наук – объединялись в одну «большую», собственно в Российскую академию наук. Создавалось Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), в полное хозяйственное и административное ведение которого передавались все исследовательские научные институты и организации РАН. За Академией оставалось научное руководство институтами.

Последнее, как было понятно с самого начала, осуществить на практике было невозможно. Как реализовать научное руководство в организациях, которые административно тебе не принадлежат, никто еще не придумал. Академия де-факто была превращена именно в клуб по интересам с небольшим, почти символическим бюджетом на так называемые программы Президиума РАН. И никакой принцип «двух ключей», который отстаивает Владимир Фортов, здесь не спасает. Этот принцип в лучшем случае лишь паллиатив. ФАНО, как быстро выяснилось, не собирается ограничивать свои функции лишь сферой ЖКХ, финансированием и управлением имуществом Академии, но активно принялось именно за структурные реформы в РАН. Немного утрируя, бухгалтеры теперь определяют научную политику Академии наук.

«Хомут в виде ФАНО»

Как бы там ни было, Владимир Фортов вписывается во все формальные требования, предъявляемые к претендентам на пост президента РАН.

23 января Владимиру Фортову исполняется 71 год. Так что и возрастной ценз в данном случае соблюден.

Владимир Евгеньевич Фортов – выпускник Московского физико-технического института (1968) по специальности «Термодинамика и аэродинамика» (с отличием). С 1971 по 1986 год работал в Институте химической физики АН СССР. Доктор физико-математических наук, профессор, академик. С 1986 по 1993 год – заведующий отделом, затем – директор Научно-исследовательского центра теплофизики импульсных воздействий научного объединения «ИВТАН».

С 1993 по 1997 год – председатель Российского фонда фундаментальных исследований

С октября 1996 года – вице-президент РАН. С августа 1996-го по март 1997 года – заместитель председателя правительства РФ – председатель Государственного комитета РФ по науке и технологиям, с марта 1997-го по апрель 1998 года – министр науки и технологий Российской Федерации. Другими словами, Владимир Фортов – действующий ученый с богатым опытом административной работы в высших государственных областях. Редкое сочетание не только для России. Но для России – особенно.

Впрочем, некоторые коллеги Фортова абсолютно пессимистически с самого начала реформы РАН в 2013 году относились и относятся к перспективам академической науки в России. Так, в конце декабря 2016 года академик Юрий Рыжов в интервью «МК» заявил: «Фортов был избран (в 2013 году. – «НГН»), как вы знаете, легко. А потом произошло то, что произошло, –уничтожение академии. Я считаю, что она была уничтожена именно в тот самый момент, когда выяснилось, что над ней зависает организация чиновников ФАНО... Я считаю, что как только Фортову повесили хомут в виде ФАНО на шею, ему надо было хлопнуть дверью и уйти в свой блестящий Институт высоких температур, которым он руководит».

Другое дело, что все понимают: персона нового президента РАН будет зависеть не только от солидарного мнения академиков, выраженного на Общем собрании РАН в марте 2017 года. Недаром кандидатуру Владимира Фортова после его избрания в 2013 году президентом РАН более месяца не утверждало правительство РФ. Тот же академик Рыжов эмоционально отмечает: «Вы что, думаете, из Кремля звонили и давали команды? Сейчас большинство чиновников ориентированы, как собаки, на ветер, и их главная задача – предугадать, что понравится власти. Угадали или нет в данном случае – кто знает».

И в этом контексте, конечно, многие эксперты вспоминают диалог между Владимиром Путиным и Владимиром Фортовым на заседании Совета при президенте по науке и образованию 23 ноября 2016 года. Почти мемом стала фраза Владимира Путина о том, что, несмотря на его настоятельное пожелание отказаться от избрания в РАН, некоторые высшие чиновники – из Управления делами президента, Министерства образования, МВД, Министерства обороны, из ФСБ –баллотировались в Академию наук и были избраны.

В связи с этим Путин обратился к президенту РАН Владимиру Фортову с вопросом: «Зачем вы это сделали?Они такие крупные ученые, что без них Академия наук обойтись не может? Это первый вопрос. И второй – что мне теперь делать с этим?» Ответ Фортова был краток, но исчерпывающе точен: «Значит, они достойны того, что их избрали». «Я должен буду предоставить им возможность заниматься наукой. Потому что, судя по всему, их научная деятельность важнее, чем исполнение каких-то рутинных административных обязанностей в органах власти и управления», – подвел черту Путин.

Тут же началась и продлилась несколько недель в самых разных СМИ, включая федеральные телеканалы, кампания «разоблачения коррупции» в Академии наук. Естественно, поднялась и очередная волна «народной» критики в адрес РАН. (Первая была в 2013 году, когда потребовалось моральное обоснование объявленной реформы РАН с объединением ее с РАМН и РАСХН.)

Многие комментаторы поспешили поставить под сомнение и дальнейшую возможность пребывания Владимира Фортова в должности президента РАН. Однако, на удивление, Фортов вел и ведет себя очень спокойно (по крайней мере внешне), уверенно и даже независимо (насколько это возможно в данной ситуации).

Вспомнить про науку
В марте Общему собранию РАН предстоит сделать непростой выбор. Стоит академик Жорес Алферов. Сидит второй справа –академик Александр Некипелов. Фото с сайта www.ras.ru

Газета Печатная версия

11.01.2017 00:01:20 Владимир Фортов рискнул выдвинуться на второй срок

Предстоящие в марте выборы президента Российской академии наук могут вылиться в противостояние бюрократических элитных группировок

Андрей Морозов

Тэги: фано, ран, фортов, правительство, власть, академия наук

В самом конце прошлого года на очередном заседании Уральского отделения Российской академии наук состоялось выдвижение кандидата на должность президента РАН. Напомним, выборы должны пройти в марте 2017 года. В адрес Президиума УрО РАН поступили письма от академиков Геннадия Месяца (в свое время много лет возглавлявшего Уральское отделение РАН) и Михаила Садовского с предложением поддержать кандидатуру действующего президента РАН Владимира Фортова. Он, как стало известно, решил вновь баллотироваться на этот пост. Большинством голосов кандидатура Владимира Фортова была поддержана.

Попасть в заданные рамки

Как стало известно «НГ», с 17 января начнется обсуждение кандидатур на пост президента РАН в отделениях Академии. Возможно, кроме Фортова, еще появятся две-три кандидатуры.

Любопытно, что во время предыдущей, 2013 года, предвыборной кампании еще накануне голосования один из академиков, попросивший не называть его имени, сетовал, что интрига была убита заранее: «Поражает, что ни одно из региональных отделений РАН – Сибирское, Уральское, Дальневосточное – не выдвинуло своего кандидата. Выдвинутый Санкт-Петербургским научным центром РАН Жорес Алферов –это скорее отвлекающий маневр».

29 мая 2013 года на Общем собрании РАН прошли выборы президента Академии. На этот пост члены Академии избрали академика Фортова. Больше месяца спустя правительство РФ утвердило Фортова. А 27 июня 2013 года грянула реформа академической науки.

Впрочем, сегодня интрига заключается совсем в другом.

Здесь, по-видимому, имеет смысл напомнить некоторые формальные требования, закрепленные в Уставе РАН (принят 27 марта 2014 года), касающиеся выборов президента РАН.

«Пункт 80. Президент Академии является единоличным исполнительным органом управления Академии.

81. Президент Академии избирается из числа академиков Академии сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Академии более 2 сроков подряд.

На должность президента Академии не могут быть рекомендованы члены Академии старше 75 лет, если такое ограничение установлено законодательством Российской Федерации.

Избранный общим собранием членов Академии президент Академии вступает в должность после его утверждения Правительством Российской Федерации. До утверждения в должности Правительством Российской Федерации избранный Общим собранием членов Академии президент исполняет обязанности президента Академии...

143. Президент Академии, наделенный в установленном порядке соответствующими полномочиями до дня вступления в силу Федерального закона, осуществляет указанные полномочия в течение 3 лет со дня проведения первого общего собрания членов Академии».

Таким образом, фактически Владимир Фортов идет не на второй срок, а на «полуторный»: 3 + 5.

Федеральный закон, о котором упоминается в пункте 143, – это известный Закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Подписан президентом РФ Владимиром Путиным 27 сентября 2013 года. Согласно этому ФЗ № 286, три государственные академии – РАН, Российская академия сельскохозяйственных наук и Российская академия медицинских наук – объединялись в одну «большую», собственно в Российскую академию наук. Создавалось Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), в полное хозяйственное и административное ведение которого передавались все исследовательские научные институты и организации РАН. За Академией оставалось научное руководство институтами.

Последнее, как было понятно с самого начала, осуществить на практике было невозможно. Как реализовать научное руководство в организациях, которые административно тебе не принадлежат, никто еще не придумал. Академия де-факто была превращена именно в клуб по интересам с небольшим, почти символическим бюджетом на так называемые программы Президиума РАН. И никакой принцип «двух ключей», который отстаивает Владимир Фортов, здесь не спасает. Этот принцип в лучшем случае лишь паллиатив. ФАНО, как быстро выяснилось, не собирается ограничивать свои функции лишь сферой ЖКХ, финансированием и управлением имуществом Академии, но активно принялось именно за структурные реформы в РАН. Немного утрируя, бухгалтеры теперь определяют научную политику Академии наук.

«Хомут в виде ФАНО»

Как бы там ни было, Владимир Фортов вписывается во все формальные требования, предъявляемые к претендентам на пост президента РАН.

23 января Владимиру Фортову исполняется 71 год. Так что и возрастной ценз в данном случае соблюден.

Владимир Евгеньевич Фортов – выпускник Московского физико-технического института (1968) по специальности «Термодинамика и аэродинамика» (с отличием). С 1971 по 1986 год работал в Институте химической физики АН СССР. Доктор физико-математических наук, профессор, академик. С 1986 по 1993 год – заведующий отделом, затем – директор Научно-исследовательского центра теплофизики импульсных воздействий научного объединения «ИВТАН».

С 1993 по 1997 год – председатель Российского фонда фундаментальных исследований

С октября 1996 года – вице-президент РАН. С августа 1996-го по март 1997 года – заместитель председателя правительства РФ – председатель Государственного комитета РФ по науке и технологиям, с марта 1997-го по апрель 1998 года – министр науки и технологий Российской Федерации. Другими словами, Владимир Фортов – действующий ученый с богатым опытом административной работы в высших государственных областях. Редкое сочетание не только для России. Но для России – особенно.

Впрочем, некоторые коллеги Фортова абсолютно пессимистически с самого начала реформы РАН в 2013 году относились и относятся к перспективам академической науки в России. Так, в конце декабря 2016 года академик Юрий Рыжов в интервью «МК» заявил: «Фортов был избран (в 2013 году. – «НГН»), как вы знаете, легко. А потом произошло то, что произошло, –уничтожение академии. Я считаю, что она была уничтожена именно в тот самый момент, когда выяснилось, что над ней зависает организация чиновников ФАНО... Я считаю, что как только Фортову повесили хомут в виде ФАНО на шею, ему надо было хлопнуть дверью и уйти в свой блестящий Институт высоких температур, которым он руководит».

Другое дело, что все понимают: персона нового президента РАН будет зависеть не только от солидарного мнения академиков, выраженного на Общем собрании РАН в марте 2017 года. Недаром кандидатуру Владимира Фортова после его избрания в 2013 году президентом РАН более месяца не утверждало правительство РФ. Тот же академик Рыжов эмоционально отмечает: «Вы что, думаете, из Кремля звонили и давали команды? Сейчас большинство чиновников ориентированы, как собаки, на ветер, и их главная задача – предугадать, что понравится власти. Угадали или нет в данном случае – кто знает».

И в этом контексте, конечно, многие эксперты вспоминают диалог между Владимиром Путиным и Владимиром Фортовым на заседании Совета при президенте по науке и образованию 23 ноября 2016 года. Почти мемом стала фраза Владимира Путина о том, что, несмотря на его настоятельное пожелание отказаться от избрания в РАН, некоторые высшие чиновники – из Управления делами президента, Министерства образования, МВД, Министерства обороны, из ФСБ –баллотировались в Академию наук и были избраны.

В связи с этим Путин обратился к президенту РАН Владимиру Фортову с вопросом: «Зачем вы это сделали?Они такие крупные ученые, что без них Академия наук обойтись не может? Это первый вопрос. И второй – что мне теперь делать с этим?» Ответ Фортова был краток, но исчерпывающе точен: «Значит, они достойны того, что их избрали». «Я должен буду предоставить им возможность заниматься наукой. Потому что, судя по всему, их научная деятельность важнее, чем исполнение каких-то рутинных административных обязанностей в органах власти и управления», – подвел черту Путин.

Тут же началась и продлилась несколько недель в самых разных СМИ, включая федеральные телеканалы, кампания «разоблачения коррупции» в Академии наук. Естественно, поднялась и очередная волна «народной» критики в адрес РАН. (Первая была в 2013 году, когда потребовалось моральное обоснование объявленной реформы РАН с объединением ее с РАМН и РАСХН.)

Многие комментаторы поспешили поставить под сомнение и дальнейшую возможность пребывания Владимира Фортова в должности президента РАН. Однако, на удивление, Фортов вел и ведет себя очень спокойно (по крайней мере внешне), уверенно и даже независимо (насколько это возможно в данной ситуации).

Вспомнить про науку

Вспомним, что в 2013 году именно вмешательство президента РФ Владимира Путина позволило убрать из первоначального законопроекта о реформе РАН наиболее одиозные положения. «У меня была встреча с новым президентом Академии наук. Он принес целый список вопросов, который считал необходимым отразить в проекте закона. Я согласился со всеми предложениями, кроме одного», – заявлял Путин в сентябре 2013 года. (Например, бывший министр науки и образования РФ Дмитрий Ливанов на заседании правительства 27 июня 2013 года заявил: «…в РФ создается основанное на членстве общественное государственное объединение «Российская академия наук». А в первом варианте законопроекта было записано: «В течение трех месяцев с момента вступления в силу настоящего федерального закона правительство Российской Федерации:

1) назначает ликвидационные комиссии Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, являющихся государственными академиями наук…»)

Летом того же года пост руководителя ФАНО Путин предложил занять именно Владимиру Фортову, и тот согласился. Но что-то не сложилось в бюрократическом пасьянсе, «место силы» во внутриэлитной конкуренции определили другие группировки: главой ФАНО стал 37-летний финансист из Красноярска Михаил Котюков.

Затем 31 октября 2013 года на встрече с президентом РАН и руководителем ФАНО Владимир Путин неожиданно делает следующее заявление: «…я думаю, что было бы правильно, если и вновь образованное агентство, и президиум Академии наук совместно исходили бы из некоего моратория на использование имущества и при решении кадровых вопросов. С тем чтобы в течение года, не спеша, агентство могло бы само разобраться и сделать это с помощью Президиума Академии наук, что же нужно вновь созданной большой академии, совсем уже большой, состоящей из трех частей, и какое имущество следует как-то использовать, может быть, по другому назначению.

Но во всяком случае, чтобы в течение года не принималось никаких решений, которые могли бы привести к невосполнимым утратам».

«Казнь отложили!» – выдохнуло академическое сообщество. Частота употребления слова «мораторий» резко подскочила.

Все это позволяет сегодня, спустя 3,5 года после начала реформы РАН, говорить, что ноябрьская 2016 года коллизия вокруг Российской академии наук может быть интерпретирована и в терминах сугубо ведомственной схватки за ресурсы (материальные, финансовые, властные). Нельзя исключить версию, что кто-то «подставил» РАН специально, а следовательно, и ее президента. Пример типичной борьбы за место под бюрократическим солнцем, межведомственная ревность и конкуренция, переходящие в борьбу за выживание.

И на чьей стороне в этой схватке за ресурсы будет Путин, никому не известно. Думается, на стороне Фортова остается и какой-никакой, но административный ресурс. По крайней мере, по информации «НГ», аппарат Президиума РАН сейчас заработал на повышенных оборотах.

Как бы там ни было и кто бы ни стал следующим, 22-м президентом РАН, но задачи ему придется решать. Их, кстати, хорошо сформулировал во время своей первой президентской кампании в 2013 году тот же Владимир Фортов:

«Российская академия наук обязана взять на себя научное сопровождение стратегии модернизации страны и общества, стать лидером в разработке целенаправленной научно-технической политики России, дать ясную программу социально-экономического, технологического и культурного развития, предложить алгоритм движения вперед»; «Следует также добиваться финансирования РАН отдельной строкой бюджета РФ, как это происходило ранее и как это происходит сейчас с финансированием МГУ, СПбГУ и Курчатовского института»; «Многолетний кадровый застой (в результате которого только 14% ученых РАН имеют возраст 30–39 лет, а более половины –достигли пенсионного возраста) – серьезная причина стагнации Академии наук...»

К этому можно добавить, что изношенность приборного парка Академии наук составляет 80%. Много чего еще можно добавить. Другое дело, доберутся ли до решения этих проблем заигравшиеся в реформу Академии наук чиновники от науки.



Тэги: фано, ран, фортов, правительство, власть, академия

От Мак
К Мак (05.12.2016 16:21:12)
Дата 13.01.2017 18:59:02

Вместо А.Лопатина новым замминистра науки возможно будет академик Г.Трубников

МОСКВА, 11 января. /ТАСС/. Вице-директор Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), академик РАН Григорий Трубников может стать заместителем министра образования и науки России.


Об этом сообщили источники ТАСС в ОИЯИ и Минобрнауки.

По их данным, документы о назначении Трубникова уже готовы и могут быть подписаны премьер-министром Дмитрием Медведевым в ближайшее время.

Таким образом Трубников станет четвертым заместителем министра образования и науки Ольги Васильевой. Его точные обязанности пока неизвестны.

Дозвониться до самого Трубникова ТАСС не удалось.

Пресс-служба Минобрнауки отказалась от официальных комментариев.
Кадровые перестановки в Минобрнауки

В конце ноября 2016 года другой замглавы Минобрнауки, также являющийся академиком РАН - Алексей Лопатин - был освобожден от должности по собственной просьбе.

Смотрите также
Медведев уволил замминистра образования и науки Лопатина, избранного академиком


Сообщалось, что он сосредоточится на научной деятельности. Это произошло после того, как на заседании Совета по науке и образованию президент России Владимир Путин заявил, что намерен предоставить чиновникам, избранным в Российскую академию наук вопреки его указанию не делать этого, "возможность заниматься наукой".

Также в конце 2016 года руководство Минобрнауки покинули первый заместитель министра Наталья Третьяк и заместитель министра Александр Повалко, возглавивший Российскую венчурную компанию.
Физик-экспериментатор

Григорий Трубников родился в 1976 году в Братске (Иркутская область). Окончил Липецкий государственный технический университет, после чего учился в аспирантуре учебно-научного центра ОИЯИ в Дубне. Там же в 2005 году защитил диссертацию по специальности "физика и техника ускорителей заряженных частиц" со следующей темой: "Динамика частиц в циклических ускорителях с фокусировкой продольным магнитным полем".

Смотрите также
В числе избранных в октябре членов РАН 14 представителей власти


В 2012 году Трубников стал доктором, защитив научную работу "Синхротрон релятивистских тяжелых ионов Нуклотрон в ускорительном комплексе NICA". В ОИЯИ Трубников руководил ускорительным отделением (2007-2013), а с 2009 года вел проект Нуклотрон-NICA. Пост вице-директора ОИЯИ Трубников занимает с 2014 года.

В 2013 году он был избран заместителем академика- секретаря Отделения физических наук РАН, а в 2016 году стал действительным членом РАН.

Трубников является автором и соавтором более 170 научных работ и обзоров. В 2010 году стал лауреатом премии Правительства РФ в области науки и техники за создание нового поколения ускорителей тяжелых ионов для релятивистской ядерной физики и инновационных ядерно- энергетических технологий (в составе коллектива).


Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/politika/3933572

От Афордов
К Мак (13.01.2017 18:59:02)
Дата 27.01.2017 17:07:01

Академик РАН Г. Трубников назначен заместителем министра образования и науки

https://ria.ru/politics/20170126/1486571185.html

МОСКВА, 26 янв — РИА Новости.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назначил академика РАН Григория Трубникова заместителем министра образования и науки, распоряжение в четверг опубликовано на сайте правительства. "Назначить Трубникова Григория Владимировича заместителем министра образования и науки Российской Федерации", — говорится в документе.

Трубников с 2014 года является вице-директором Объединенного института ядерных исследований в Дубне, отмечается в справке к распоряжению.

От Мак
К Афордов (27.01.2017 17:07:01)
Дата 03.02.2017 17:25:00

Министр О.Васильева и ее зам Г.Трубников на заседании Совета по науке МОН

http://sovet-po-nauke.ru/info/31012017-press-release

Пресс-релиз Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ,

31.01.2017

Документы Совета

Скачать пресс-релиз (pdf) http://sovet-po-nauke.ru/sites/sovet-po-nauke.ru/files/data/Press-release_31_01_2017.pdf

31 января 2017 года в Москве прошло семнадцатое заседание Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ (далее – Совет). В работе Совета приняли участие Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и заместитель Министра образования и науки РФ Г.В. Трубников.

Председатель Совета академик А.Р. Хохлов кратко представил Совет Министру и рассказал о деятельности совета в прошедшем году.

Совет заслушал доклад директора департамента науки и технологий С.Ю. Матвеева о поведении итогов конкурса научных проектов, выполняемых в рамках госзадания в подведомственных МОН вузах. В целом Совет положительно оценивает данный конкурс и его итоги (см. соответствующее заявление Совета). Однако, по мнению Совета, при его проведении были соблюдены не все необходимые процедуры для полноценного конкурса научных проектов. В этой связи Совет обсудил вопрос об организации экспертизы при проведении конкурсов научных проектов и принял соответствующий документ. По мнению Совета, основные принципы этого документа могли бы быть использованы не только при проведении конкурсов МОН в рамках госзадания, но и для других конкурсов, в частности – научными фондами.

Совет обсудил проект плана реализации Стратегии научно-технологического развития РФ и внес дополнительные предложения в этот план. В рамках рассмотрения этого вопроса секция молодых ученых Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ подготовила заявление О мерах поддержки молодых ученых с учётом положений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, которое было одобрено Советом.

От Мак
К Мак (03.02.2017 17:25:00)
Дата 03.02.2017 17:51:04

Заявление Секции молодых ученых Совета по науке МОН о поддержке молодых ученых

http://sovet-po-nauke.ru/info/31012017-declaration_young_sci

Заявление Секции молодых ученых Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ по совершенствованию мер поддержки молодых ученых с учётом целей и задач Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, 31.01.2017
Документы Совета

Скачать заявление (pdf) http://sovet-po-nauke.ru/sites/sovet-po-nauke.ru/files/data/Declaration_young_sci_31_01_2017.pdf

Обеспечение воспроизводства и роста научных кадров остается одной из основных организационных задач российской науки. За последние годы многое было сделано для обеспечения нормальной и ритмичной работы сложившихся ведущих научных коллективов (лабораторий, кафедр и т.д.), были предложены новые инструменты поддержки научной работы, развития международного сотрудничества и инновационной деятельности. Следует, однако, отметить, что без постоянного притока новых кадров эти мероприятия будут иметь ограниченный и недолговременный эффект.

Кроме того, сложившаяся кадровая структура российской науки далека от оптимальной. Практически законсервированы балансы распределения кадров между различными научными областями, которые сложились несколько десятилетий назад. С тех пор мировая наука продолжает бурно развиваться, возникают новые актуальные направления, но это практически не отражается на структуре российских научных кадров. В последнее время руководство РФ все настойчивее ставит вопрос о концентрации усилий на приоритетных научных тематиках, но развитие этих тематик невозможно без притока в них новых высококвалифицированных кадров.

Еще одним индикатором кадрового кризиса в российской науке является возрастная структура – преобладание молодых и пожилых исследователей; провал в области среднего, т.е. наиболее продуктивного возраста. Опыт ведущих научных стран показывает, что оптимальной является структура в виде пирамиды, когда переход на каждый этап доступен только для наиболее сильных исследователей (т.е. происходит по конкурсу). В России же переход на каждую следующую ступень карьеры часто зависит не от научных достижений самого исследователя, а от административного веса и личных предпочтений вышестоящего руководителя структурного подразделения.

Для решения указанных выше проблем предложен целый ряд инструментов (стипендии и гранты Президента РФ, специализированные гранты РФФИ, региональные конкурсы РНФ и РФФИ, программы вузов и т.п.). Все эти мероприятия имели положительный эффект, однако не привели к серьезному оздоровлению ситуации. Фактически, проводится поддержка молодых исследователей, которые потом не имеют возможности продолжать свою карьеру в России, поддержка же науки в российских регионах носит эпизодический характер.

Представляется, что одной из причин низкой эффективности проводимых мероприятий является то, что все они в значительной степени нацелены именно на поддержку молодых ученых, а не на стимулирование и поддержку их научного и карьерного роста. В результате по достижению порогового возраста поддержка прекращается, а молодые ученые еще не достигают самостоятельного уровня, что стимулирует их отъезд в зарубежные университеты и научные центры. Это же является тормозом развития новых прорывных направлений, что невозможно без появления новых научных лидеров, а также снижает мобильность кадров, что особенно губительно влияет на возможность развития науки и образования в регионах. Поэтому Секция считает, что решение существующих кадровых проблем настоятельно требует изменения существующей модели поддержки молодых ученых и переход к модели поддержки роста молодых ученых. Система поддержки должна быть выстроена таким образом, чтобы на каждом этапе у успешного ученого возрастали организационные возможности развивать научные исследования, а также устойчивость его положения, включая размер оплаты труда.

Для поддержки роста молодых ученых необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, должна была выстроена понятная система карьерных траекторий, что должно позволить молодому ученому планировать и гибко корректировать свою карьеру. Движение по выбранной траектории должно быть сопряжено с постоянным прохождением конкурсных процедур, как единственного способа перехода на новый этап. Во-вторых, должна существовать система поддержки перехода на каждый новый этап карьерного роста. Отсутствие поддержки хотя бы на одном уровне приведет к разрыву роста, что разрушит всю систему в целом.

Ниже проанализированы основные этапы типичной научной карьеры, выделены основные проблемы и предложены возможные решения некоторых, наиболее острых проблем.

Аспирантура
Первым этапом карьеры научного сотрудника можно считать аспирантуру. После принятия Закона об образовании аспирантура стала уровнем высшего образования. Переход был осуществлен механически, без учета особенностей аспирантуры, как системы подготовки научно-педагогических кадров.
В результате:
не была выявлена специфика аспирантуры, как уровня образования, основанного на научной работе;
ФГОС и другие документы, регулирующие аспирантуру, содержательно схожи с документами, регулирующими бакалавриат и магистратуру, что автоматически перенесло акценты с исследовательской на обучающую компоненту программ (обучение в ущерб науке);
не было принято во внимание, что аспирантура существует не только в образовательных организациях, но и в научных институтах, что делает необходимым учет специфики разных типов организаций;
не была учтена роль аспирантуры, как системы подготовки диссертационных работ.

Все это делает необходимым переработку ФГОС и других документов с целью вернуть аспирантуре функцию подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Прежде всего, ключевым образовательным элементом аспирантуры должна стать научно-исследовательская работа аспиранта, т.к. только научно-исследовательская работа может сформировать новые компетенции, которые не были получены в ходе обучения в магистратуре. Необходимо существенно расширить возможности научных и образовательных организаций самостоятельно устанавливать перечень, формы и объем теоретических и практических занятий в аспирантуре. Необходимо определить временные рамки защиты диссертации после обучения в аспирантуре. Аспирантура (докторантура) во всем мире существует как институт, нацеленный на получение ученой степени, однако Секция молодых ученых Совета по науке считает недопустимым требовать защиты диссертации точно в срок окончания аспирантуры, т.к. это приведет к дальнейшему падению качества защищаемых диссертаций. Также кажется необходимым разработать систему оценки качества подготовки аспирантов, основанную на анализе научных достижений аспирантов, в том числе после окончания аспирантуры.

В России не решен вопрос финансирования аспирантуры, причем, наименее приемлемая ситуация сложилась с аспирантскими стипендиями. Важность вопроса связана еще и с необходимостью сохранения лучших кадров в условиях высокой конкуренции за сильных выпускников ВУЗов как со стороны российского бизнеса, так и со стороны зарубежных аспирантур. Так как защита диссертации может происходить и вне аспирантуры, то возникает ситуация, когда для молодого ученого предпочтительным является путь защиты по месту работы, где уровень зарплаты молодого специалиста выше, чем стипендия аспиранта. Так как в соответствии с указом Президента РФ минимальная зарплата научных сотрудников, фактически, привязана к средней по региону, представляется важным также привязать к ней и стипендии аспирантов.

Также Секция считает важным значительное увеличение конкурсной поддержки наиболее успешных аспирантов. В настоящее время такую роль играют стипендии Президента РФ, однако их число невелико, что снижает эффективность этого инструмента.

Постдок
Вторым этапом карьеры молодого ученого во всем мире является так называемый “постдок”, т.е. система временных краткосрочных ставок, что позволяет молодому ученому попробовать себя в новых областях, проявив свои исследовательские и организационные качества. Фактически, на этом этапе карьеры молодой ученый доказывает свою способность к интенсивной научной работе и готовится к обретению самостоятельно статуса.

Особенностью этого этапа научной карьеры является высокая мобильность молодого исследователя и возможность безболезненно корректировать свою научную и карьерную траекторию. Несмотря на все попытки в рамках различных программ и грантовых конкурсов (например, конкурсы РНФ и РФФИ), система постдоков в стране существует в виде редких исключений. В России сложилась система, когда молодого ученого сразу принимают на ставку, в результате чего большая часть карьеры очень часто выстраивается в одном месте. Такая ситуация редка, а иногда и прямо запрещена в большинстве ведущих научных стран.

Временная ставка постдока ставит ограничение на срок его несамостоятельной научной карьеры, стимулирует к дальнейшему карьерному росту, к мобильности, к поиску собственно научной “экологической ниши”. Постоянная ставка выпускника аспирантуры позволяет ему заморозить свое состояние на самом низком, наименее квалифицированном уровне в рамках существующих тематик, мешает развитию новых прорывных направлений. Кроме того, такая ситуация является прямым препятствием для развития науки и образования в регионах, для которых возможность отбора кадров среди постдоков, проработавших в ведущих научных центрах и университетах России и мира, могла бы стать источником роста.

Обретение самостоятельного статуса
Ключевым моментом в развитии карьеры молодого ученого является создание им самостоятельной лаборатории или научной группы. Формирование новой лаборатории может происходить путем обособления и расширения части “материнского” подразделения. В России в настоящее время практически отсутствуют инструменты поддержки создания новых научных структур, что возможно только в рамках отдельной, долговременно действующей программы. Такая программа не может быть функционалом существующих научных фондов (РНФ, РФФИ, РГНФ), поскольку она должна затрагивать не столько дополнительное грантовое финансирование к базовой заработной плате по госзаданию, сколько создание новых полноценных
высокооплачиваемых рабочих мест по госзаданию на срок до семи лет. Базовую роль в решении инфраструктурных и организационных вопросов (выделение подразделений, ставок, доступа к научной инфраструктуре) должны взять на себя организации, в которых формируются такие лаборатории. Роль программы состоит в опережающем финансировании возникающих при формировании и деятельности нового структурного подразделения трат.

Одним из инструментов поддержки могла бы стать программа по созданию новых лабораторий, условия которой позволяли бы привлекать в регионы талантливых молодых исследователей из российских и зарубежных научных столиц. В настоящее время такие возможности практически отсутствуют, а ситуация в региональных институтах и вузах не всегда позволяет развивать науку с опорой только на собственные кадры.

Заключение
Таким образом, в системе обеспечения кадрами научной сферы России накопились определенные проблемы, которые не были решены в рамках действующих программ и с использованием существующих инструментов. Решение этих проблем возможно только при переходе от поддержки молодых ученых к поддержке роста молодых ученых, для чего необходимо проведение системной работы по следующим направлениям:
Изменение принципа подготовки в аспирантуре путем смещения содержания аспирантуры в сторону научно-исследовательской работы.
Создание системы постдоков, т.е. временных рабочих мест по госзаданию.
Создание кадрового потенциала для работы на мировом уровне по приоритетным для РФ научным направлениям.
Поддержка инициативы наиболее перспективных молодых исследователей и ученых среднего возраста по созданию самостоятельных лабораторий и научных групп.

В связи с этим Секция считает необходимым внести следующие изменения и дополнения в план реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации:
Добавить следующий пункт:
Проведение модернизации аспирантуры путем внесения изменений в существующие нормативные документы.
Добавить следующий пункт:
Разработка и внедрение организационно-финансового механизма выделения временных ставок по госзаданию (постдоков) на конкурсной основе.
Добавить в Плана мероприятий по реализации Стратегии следующий пункт:
Утверждение и реализация программы поддержки на срок до семи лет ведущих молодых ученых в рамках приоритетов научно-технологического развития с целью формирования ими самостоятельных научных лабораторий и команд.
Секция также полагает целесообразным следующим образом переформулировать п. 16 Плана:
Разработка и внедрение организационно-финансового механизма выделения постоянных позиций для отечественных и зарубежных ученых мирового класса, в том числе молодых ученых, в целях формирования ими лабораторий и команд в России.

От Мак
К Мак (03.02.2017 17:25:00)
Дата 03.02.2017 17:28:57

Совет по науке об итогах конкурса по ГЗ,не использовать "карту российской науки"

http://sovet-po-nauke.ru/info/31012017-declaration_goszadanie

Заявление Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ о конкурсе научных проектов, выполняемых в рамках госзадания в подведомственных МОН вузах,

31.01.2017

Документы Совета

Скачать заявление (pdf) http://sovet-po-nauke.ru/sites/sovet-po-nauke.ru/files/data/Declaration_goszadanie_31_01_2017.pdf

Совет по науке при министерстве образования и науки РФ (далее – Совет) в декабре 2016 года участвовал в поведении итогов конкурса научных проектов, проводимого Минобрнауки в подведомственных вузах в рамках конкурсной части госзадания.

Совет неоднократно выражал поддержку конкурсному принципу распределения госзадания по науке и инициативе МОН по применению этого принципа в подведомственных вузах - см., например: http://sovet-po-nauke.ru/info/19012014-declaration

В целом положительно оценивая и данный конкурс, Совет вместе с тем отмечает, что при его проведении не все необходимые процедуры для полноценного конкурса научных проектов были соблюдены. С учетом этого, Совет решил подготовить отдельный документ «Об организации экспертизы при проведении конкурсов научных проектов», который принят на данном заседании. По мнению Совета, основные принципы этого документа могли бы быть использованы не только при проведении конкурсов МОН в рамках госзадания, но и для других конкурсов, в частности – научными фондами.

Есть, однако, один аспект данного конкурса, который Совет хотел бы особо отметить. При проведении конкурса организаторы получали связанные с проектами наукометрические параметры из так называемой «Карты российской науки». Совет считает, что за четыре года своего существования этот инструмент так и не достиг сколько-нибудь удовлетворительного качества. Значительная часть представляемых «Картой российской науки» сведений ошибочна и не может быть сколько-нибудь адекватно использована. Это создало значительные трудности при подведении итогов рассматриваемого конкурса.

Совет призывает МОН впредь не использовать «Карту российской науки» для каких-либо целей. Вместо этого Совет предлагает использовать перечень общепринятых баз данных по различным областям.

От miron
К Афордов (27.01.2017 17:07:01)
Дата 27.01.2017 18:13:11

Пролез таки. (-)


От Мак
К Мак (13.01.2017 18:59:02)
Дата 18.01.2017 14:11:10

Г.Трубников: Главный ресурс, за который все борются – это кадры

Дубна, ОИЯИ - Объединенный институт ядерных исследований

http://www.dubnapress.ru/science/7461-2016-12-08-10-08-18

С января - по новой программе
08.12.2016 10:07

В конце ноября в Кракове состоялась очередная сессия Финансового комитета и Комитета полномочных представителей стран-участниц ОИЯИ. Отмечается, что на этой сессии КПП присутствовало большое количество представителей высочайшего ранга: руководителей агентств, глав министерств. Как прокомментировал вице-директор Института академик Григорий Трубников, это была важнейшая для ОИЯИ сессия.

В первую очередь потому, что на ней обсуждалась окончательная редакция Семилетнего плана развития ОИЯИ на 2017-2023 годы – важнейший документ, прежде всего научная программа, которая прошла двухлетнюю экспертизу на заседаниях международных программных комитетов, заседаниях Ученого совета и на предыдущих сессиях КПП: в Минске в ноябре 2015 года и в Дубне в марте этого года.

Кроме научной программы, отметил Григорий Владимирович, семилетка включает в себя такой важный раздел как бюджетные параметры – это ресурсы, средства, и финансовые, и интеллектуальные (научные сотрудники, инженеры), которые необходимы нашему Институту для того, чтобы выполнить заявленные в программе планы.

Один из разделов Семилетнего плана – развитие инфраструктуры Института, ведь невозможно международному центру выиграть в конкурентной борьбе за талантливые молодые кадры без соответствующей современной инженерной и социальной структуры, без наличия гостиниц, общежитий, рабочих мест, лабораторий, офисов – всего, что связано с созданием необходимых комфортных условий для сотрудников.

Эта семилетка содержит раздел «Молодежная политика». В настоящее время наука, в частности, физика – глобальная вещь. Любой крупный проект, который сооружается в той или иной стране, не может быть создан усилиями одного института, одной лаборатории. Это сплочение усилий, сплочение ресурсов нескольких институтов, нескольких лабораторий, а в случае ОИЯИ, ЦЕРНа – сплочение усилий многих-многих стран.

Главный ресурс, за который все борются – это кадры. Создаваемые проекты требуют тысячи-двух новых сотрудников – инженеров, ученых, технических работников. Но после окончания университетов немногие идут в науку, и чтобы изменить ситуацию, науку нужно сделать привлекательной. Реализуя такие крупнейшие проекты, как НИКА, например, предстоит бороться за талантливых молодых ученых, студентов. Поэтому молодежной политике в программе уделено самое серьезное внимание.

– Главный итог – семилетняя программа развития ОИЯИ 2017-2023 годов принята всеми странами с большим позитивом, большим подъемом, что очень важно для Института, – подчеркнул Григорий Трубников. – Да, мы понимаем, что времена непростые, что ситуация во многих странах-участницах ОИЯИ не везде прогрессирует, не везде экономика растет быстрыми темпами. Взносы заявлены большие, потребность в научных программах на семилетку большая, для каждой страны это большой вызов, но все страны проголосовали за наш новый семилетний план развития, поэтому уже с 1 января мы начнем жить по новой программе.

Она очень амбициозна, очень непроста с точки зрения исполнения, но, поверьте, она действительно мирового уровня. Те эксперименты, те научные исследования, которые предлагаются в программе, – самый передовой мировой уровень науки физики частиц, физики высоких энергий, ядерной физики, нейтронной, прикладных исследований, радиобиологии, то есть широкий спектр исследований.

Думаю, нас поддержали страны, потому что в первую очередь мы в этой программе предлагаем или конкурентные проекты мирового уровня, которые будут реализовываться на территории Дубны, где хотят участвовать другие страны, либо предлагается участие ОИЯИ в самых престижных экспериментах, проводящихся на территории стран-участниц или стран-партнеров Объединенного института, это и США, и ЦЕРН, и Китай, и Индия, и Япония, – подытожил вице-директор ОИЯИ академик Григорий Трубников.

В заключение Г.В. Трубников, пользуясь случаем, выразил огромную признательность всем странам-участницам за поддержку, всем полномочным представителям, министерству образования РФ, всем агентствам и министерствам, которые подписались под амбициозным планом развития Института.

Татьяна Крюкова

От vld
К Мак (13.01.2017 18:59:02)
Дата 16.01.2017 13:21:02

из того что слышал "в кулуарах" - неплохой выбор

хотя спектр мнений достаточно широк, как и о всяком активном человеке. А Трубников зело активен.

От miron
К vld (16.01.2017 13:21:02)
Дата 16.01.2017 20:34:23

Обычный начальник от науки

2006—2013 гг. Заместитель главного инженера ОИЯИ
2007—2013 гг. Начальник Ускорительного отделения, заместитель директора по научной работе Лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ
С 2009 г. Руководитель проекта «Нуклотрон-NICA»
С 2014 г. и. о. вице-директора ОИЯИ
С марта 2014 г. вице-директор ОИЯИ

С 2009 года — член научно-технического комитета корпорации «Росатом»
С 2010 года — заместитель председателя научно-технического совета ОИЯИ, член научного совета по ускорителям ОФН РАН
С 2012 года — член научного совета по физике тяжёлых ионов ОФН РАН; входит в состав редколлегии журнала «Физика элементарных частиц и атомного ядра»
В 2012—2013 годах — член Президиума Совета при Президенте РФ по науке и образованию
28 октября 2016 года избран действительным членом РАН.

Избран членкором без защиты докторской в 2011 году, докторскую защитил в 2012 году. Обычный прощелыга вроде Лопатина, своего предшественника. Занял администратовную должность раньше академства. И тут Путин со своим письмом. А этот все сделал правильно. Сначала академство на основе псевдоадминистративных услуг, затем администрация.