От Александр
К Александр
Дата 03.11.2000 06:12:00
Рубрики Прочее;

re: Или это как книга Паршева?

Я считаю что доминирующим государственным идеологическим аппаратом, установленым зрелым капитолистическим обществом в результате ожесточенных политических и идеологических классовых битв против старого Государственного идеологического аппарата является система образования.

Этот тезис может показаться парадоксальным потому что буржуазная идеология представляет дело так что не Школа, а политический Государственный идеологический аппарат является доминирующим в капиталистической социальной формации. Например режим парламентской демократии сочетающий всеобщее избирательное право и борьбу партий.

Однако история, в том числе и недавняя, показывает что буржуазия была, и все еще вполне способна приспособиться к другим политическим идеологическим Государственным аппаратам: Первая и Вторая Империи, Конституционная Монархия (Луи XVIII, Чарли Х), Парламентская Монархия (Луи-Филипп), Президентская демократия (ДеГоль), если вспомнить только Францию. В Англии это еще более очевидно. Там революция была еще более успешна с точки зрения буржуазии. Во Франции из-за глупости мелкой аристократии буржуазии пришлось использовать крестьян и плебейских революционеров авантюристов для захвата власти, за что потом буржуазия дорого заплатила. В Англии же буржуазия смогла найти "компромисс" с аристократией и "поделить" Государственную власть и использавать Государственный аппарат совместно в течении долгого времени (мир среди всех людей доброй воли в правящих классах!) Германя - это еще более красноречивый пример. Та за кулисами имперского политического государственного аппарата Юнкеров (Бисмарк) их армии и полиции немецкая буржуазия ворвалась в историю, перед тем как "преодолеть" Веймарскую республику и вручить свое будущее нацистам.

Таким образом я считаю что можно заключить что за сценой политического Идеологического Государственного Аппарата, занимающего передний план, буржуазия установила идеологический аппарат №1. Доминирующий идеологический государственный аппарат - систему образования, которая заняла место предыдущего доминирующего государственного идеологического аппарата - Церкви. Можно добавить что пара школа-семья вытеснила пару церковь-семья.

Почему образовательный аппарат является доминантным государственным идеологическим аппаратом в капиталистической экономической формации и как он функцианирует?

Прежде чем ответить на этот вопрос надо заметить что:
1. Все идеологические государственные аппараты работают для достижения одной цели: воспроизводства производственных отношений, например капиталистических производственных отношений.
2. Каждый из них по-своему работает для достижения этой цели. Политический аппарат подчиняет людей государственной политической идеологии такой как непрямая (парламентская) или прямая (плебесцитарная или фашистская) "демократическая" идеология. Средства массовой информации путем скармливания каждому гражданину ежедневной дозы национализма, шовинизма, либерализма, морализма и т.д. при помощи радио, газет, телевидения. То же самое происходит в культурном аппарате (спорт имеет первостепенное значение в пропаганде шовинизма), и т.д. Религиозный государственный идеологический аппарат путем повторения в службах и церемониях Рождения, Венчания, Смерти, что человек - это всего лишь прах, если он не любит ближнего до такой степени что готов подставить вторую щеку каждому кому не лень ударить по первой.
3. Солирует во всем этом концерте (иногда перебиваемая остатками прошлых правящих классов или пролетариатом) Идеология правящего класса, которая включает в свою музыку великие темы Гуманизма, Великих Предков, которые создали Греческое Чудо еще до Христианства, и потом Славу Рима, Вечный Город, темы Интересов, частных и общих, и т.п., национализм, морализм, экономизм.
4. Тем не менее в этом концерте один Государственный Идеологический аппарат явно играет ведущую роль, хотя врядли многие прислушиваются к его музыке: она столь неслышна! Это Школа.

От Александр
К Александр (03.11.2000 06:12:00)
Дата 03.11.2000 06:14:00

re: Или это...

Она принимает детей в самом нежном возрасте, и затем на протяжении долгих лет когда дети наиболее восприимчивы, зажаты между государственными аппаратами семьи и школы, она вколачивает в них, используя старые или новые методы, определенное количество "ноу-хау", упакованное в правящую идеологию (Французский, арифметику, науки, литературу) или правящую идеологию в чистом виде (этика, гражданское воспитание, философия). Где-то в районе шестнадцати лет огромная масса детей выбрасывается "в производство": это рабочие, мелкие крестьяне. Другая часть движется дальше, и худо-бедно продвигается пока не вывалится на обочину, заполняя посты младших и средних техников, "белых воротничков", мелких и средних менеджеров, мелкой буржуазии всякого рода. Последняя порция достигает вершины с тем чтобы либо скатиться в интеллектуальную полузанятость или стать "интеллектуалами коллективного труженика", агентами эксплуатации (капиталистами, менеджерами), агентами репрессий (солдатами, полицейскими, политиками, администаторами, и т.п.) и профессиональными идеологами (проповедниками разного рода, большинство которых убежденные "простые люди").
Каждая масса выброшенная по дороге снабжается идеологией, соответствующей ее роли в классовом обществе: роли эксплуатируемого (с "высоко развитым" "профессиональным", "этическим", "гражданским", "национальным", и аполитическим сознанием); роли агента эксплуатации (способного отдавать приказы рабочим, говорить с ними: "работа с кадрами"), агента репрессий (способного отдавать приказы и заставлять выполнять их "без возражений", или манипулировать демагогией политического лидера), или профессионального идеолога (способного обрашаться и человеческими умами с должным уважением, тоесть с презрением, шантажом и демагогией, которых они заслуживают, адаптированными к акценту Моральности, Добродетели, Вечных Ценностей, Нации, Мировой Роли Франции и т.д.)
Конечно многие из этих противоположных добродетелей (умеренность, пассивность, подчинение с одной стороны, цинизм, презрение, высокомерие, самоуверенность, самомнение, даже манипулятивная речь и обман) также насаждаются Семьей, Церковью, Армией, Хорошими Книгами, фильмами, и даже футболом. Однако ни один другой государственный идеологический аппарат не имеет такой невольной (и что немаловажно бесплатной) аудитории, состоящей из ВСЕХ детей в капиталистической общественной формации, восемь часов в день, пять или шесть дней в неделю.
Но именно через обучение различным ноу-хау, в массивной упаковке из идеологии правящего класса производственные отношения в капиталистической формации, тоесть отношения эксплуататора и эксплуатируемого воспроизводятся. Механизмы, которые создают этот важнейший для капиталлистического режима результат естесевенно скрыты и замаскированы всеобъемлющей идеологией Школы. Всеобъемлющей потомучто это одна из необходимых форм правящей капиталистической идеологии: идеологии, которая представляет Школу как нейтральную среду, очищеную от идеологии (потому что это... ну потому что это все знают), где учителя уважают "сознание" и "свободу" детей, которые доверены им (в полной уверенности) их "родителями" (которые тоже свободны, тоесть являются владельцами своих детей) открывающую для них дорогу к свободе, моральности, и ответственности взросых, на их собственном примере, с помощью знаний, литературы, и их "освобождающем" действии.
Я прошу прощения у тех учителей, кто в ужасающих условияхпытаются повернуть немногие орудия, которые они могут найти в истории и науке, которую они "учат" против идеологии, против системы и практики в которой они заключены. Они настоящие герои. Но их мало и как много (большинство) даже не подозревают о работе системы (которая больше них, и которая давит их) заставляюей их индоктринировать детей, и хуже того, прилагать все силы их души и таланта, с использованием новейших приемов (знаменитые "новые методы"). Они и не подозревают что их собственное служение помогает поддерживать и культивировать это идеологическое представление о Школе, которое делает Школу сегодня в той же степени "натуральной", неизменно-полезной, и даже благотворной для наших современников какой "натуральной", незаменимой и щедрой была церковь для наших предков двести лет назад.