От Евгений Дриг Ответить на сообщение
К 140466(акаНумер) Ответить по почте
Дата 06.10.2004 09:09:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Интересный вопрос.

>>Когда отказались от моторизации?

В смысле отказались? Да до 1940 г. особо и не собирались моторизовать армию, по крайней мере серьезных предложений не было, проекты может быть. Вот смотрите как себе представлял это Калиновский - "Дезорганизация тыла противника≈узлов управления, снабжающих баз... производится рейдирующими механизированными соединениями и стратегической конницей, сопровождаемыми десантами с воздуха. Одновременно войсковые соединения (второго эшелона оперативного маневра) развертывают маневр на автомобилях (автомобильный маневр), поданных из состава авторезерва главного командования..." У теоретиков механизации и моторизации эта самая МиМ заключалась в первую очередь в танках, во вторую - в танках и в третью - тоже.
Как мне представляется ситуация.
Развитие мотомехвойск шло параллельно пехоте и особо они друг от друга не зависели. В 1933 г. был принят план развития РККА на вторую пятилетку. По нему в АБТВ к 1938 г. полагалось иметь 25 танковых бригад. Формируя постепенно танковые бригады, их количество к 1938 г. удалось довести до нужного количества. В 1938 г. планируется дальнейшее развитие АБТВ, частично оно было осуществлено в связи с освободительным походом и советско-финляндской войной.
Все это время пехота, как была "пеше/лошадиной", так ей и оставалась. Авточасти формировались на уровне армии-округа. Полной моторизации пехоты не планировалось. Более того, существовавшие четыре моторизованные бригады и мотобатальоны танковых бригад в АБТВ были расформированы.
Но в декабре 1939 г. вероятно по немецкому опыту в планах появляется новая организационная единица - моторизованная дивизия. Она по сути была даже не пехотой, а заменой механизированному корпусу. Их должно было быть 15.
Тогда же начали формироваться и чисто пехотные соединения - мотострелковые дивизии для фронта "финской" войны. Опыт их использования оказался неудачным (условия ТВД не соответствовали) и мсд расформировали. В принципе, даже если бы они остались в качестве мотострелковых и дальше, больших проблем с обеспечением их транспортом не было бы, не так их было много.
И вот наконец, июнь 1940 г. Вот когда заменой моторизованной дивизии стал механизированный корпус, вот только тогда и явно проявилось то самое противоречие, о котором Вы пишете (танки вместо автомобилей). До этого вопрос так не стоял и стоять не мог. Не было теории соответствующей.
В 1941 г. с формированием еще 21 мк. кризис только усилился.
Война началась, через несколько месяцев от них ничего не осталось, кроме реликтов. И опять как и в 30-е гг. проблема исчезла.
Вот и выясняем, что она актуальна только для 1940-41 гг.

>>30 мехкорпусов - маразм. В ближайшие годы обеспечить их автотранспортом было фактически нереально. О чём, собственно, речь и велась. Для них нужно 30*5000 = 150 000 машин, которых непонятно, откуда взять.

О чем я и говорю. Т.е. Ваш вопрос актуален только для мк.
Да, мк - уродливая и нерациональная оргструктура. Но почему Вы обсуждаете только один временной срез? Может быть, не начнись война, сняли бы Жукова с ГШ, организация АБТВ опять бы изменилась...