От Чекист Ответить на сообщение
К Евгений Дриг
Дата 07.04.2006 06:50:03 Найти в дереве
Рубрики 1941; Персоналии; Версия для печати

Re: Генерал-майор С. М. Честохвалов

>С уважением, Евгений Дриг.
> http://mechcorps.rkka.ru
Женя! Спасибо огромное за фото! Теперь о том, что меня смутило. Итак, Главный военный прокурор в письме Мехлису пишет:

...Днем 11 июля на участке обороны... 501-го стрелкового полка мотомехчасти противника неизвестной численности... прорвались через Западную Двину на шоссе Витебск – Смоленск и Витебск – Сураж. Указанные два батальона... разбежались. Охваченный паникой... в ночь на 12 июля начал менять свое месторасположения штаб корпуса...

Замечу, что, если верить прокурору, бардак, развал и потеря управления в штабе происходит уже во второй половине 11 июля-в ночь на 12 июля. Однако теперь предоставим слово А. В. Горбатову:

...Однажды утром я услышал далекую канонаду в стороне Витебска, обратил на нее внимание командира корпуса и получил разрешение поехать для выяснения обстановки...
...Я увидел общий беспорядочный отход по шоссе трехтысячного полка...
...Наконец я услышал оклик и увидел военного, идущего ко мне. Это был командир 501-го стрелкового полка Костевич...
...Я нашел корпусной артиллерийский полк и обнаружил, что его орудия не имеют огневых позиций, а у командиров полка, дивизионов и батальонов нет наблюдательных пунктов. Собрав артиллеристов, пристыдил их и дал необходимые указания, а командира артиллерийского полка связал с командиром стрелкового полка Костевичем и установил их взаимодействие...
...Возвратясь, доложил подробно командиру корпуса о беспорядке в передовых частях... на него это произвело не больше впечатления, чем, если бы он услышал доклад о благополучной выгрузке очередного эшелона... Такое отсутствие чувства реальности меня удивило...

И далее:

...После 13 часов снова послышалась канонада... Мы присутствия полка нигде не обнаружили...
...Нам навстречу, как в прошлый раз, поднялся из окопчика командир полка Костевич...
...Он доложил, что полк снова отошел, как только начался артобстрел...

Нетрудно догадаться, сопоставив воспоминания А. В. Горбатова и письмо прокурора, что речь идет о 501-м стрелковом полке. Однако вот что говорит Горбатов о поведении своего комкора:

...Доложив командиру корпуса обстановку, я предложил немедленно отстранить командира 501-го стрелкового полка… Командир корпуса не возражал против предложенных мер, но и не сказал ничего вообще. Внешне он был невозмутим, а внутренне – не знаю... Я не мог понять генерала: то ли он абсолютно мне доверяет, то ли полностью меня игнорирует...

Как видим, генерал-майор Честохвалов на протяжении всего дня 11 июля абсолютно спокоен. Но вот наступает утро 12-го, Горбатов сообщает о событиях этого дня:

...На следующее утро было получено сообщение, что один из наших флангов оголен, а затем обойден...
...За два часа до темноты командир корпуса послал меня в Демидов, чтобы помочь полку и дивизиону организовать там оборону...

Вот это - "За два часа до темноты" - меня и повергло в ступор. Ведь если верить Главному военному прокурору, то:

...К 16.00 12 июля... генерал-майор Честохвалов... прибыл на командный пункт 134-й стрелковой дивизии в село Прудники... Их прибытие сразу внесло панику... прибывшие, в том числе и сам Честохвалов, панически рассказывали о якобы нанесенных немцами потерях частям 162-й стрелковой дивизии, бомбежке их с воздуха... Приказал корпусным частям отходить на восток...

Получается, что в 16.00 генерал-майор Честохвалов (почему не раньше или позже - ?) начинает вести себя подобно жутко испуганному идиоту? Однако, если верить Горбатову "За два часа до темноты" (а это явно гораздо более позднее время, чем 16.00) комкор
вполне адекватен. Или, будучи в ужасе и приказывая драпать на восток, он, тем не менее, способен отдать своему заместителю приказ организовать оборону и скоординировать действия пехотинцев и артиллеристов? Необходимо отметить и то, что, фактически это, можно сказать, первый приказ Честохвалова за время присутствия на фронте. Вспомним, у Горбатова: "Командир корпуса... не сказал ничего вообще".
Честно говоря, у меня сложилось впечатление, что либо Главный военный прокурор, либо А. В. Горбатов чего-то недоговаривают, ибо на одно и тоже время присутствует абсолютно разная оценка действий генерал-майора С. М. Честохвалова. Это мое ИМХО, но мне кажется, что прокурор сгущает краски и передергивает реальные события. А в свете этого у меня лично вызывает сомнение версия о том, что С. М. Честохвалов фактически добровольно сдался немцам в плен (кстати, почему-то нигде ссылок на его пребывание в плену я не встречал). Так что, как мне кажется, "Не все спокойно в Датском королевстве" и имеет смысл попытаться разобраться с обстоятельствами исчезновения генерал-майора Честохвалова. Хочу сразу отметить: все выше изложенное - лишь моя версия, я ее никому не навязываю и буду благодарен коллегам, если укажут на недочеты.
С уважением, Чекист