От Китаец
К Владислав
Дата 28.02.2005 13:08:06
Рубрики Прочее; Гражданская война; Части и соединения;

Можно.

Салют!
>Вот про эту историю:

>>По мне: Ильич был прав, вся эта крымская эпопея - авантюра Дыбенко.

Я имел в виду шифровку Ульянова (Ленина) Станчеву (Раковскому), где имелись такие слова:

"Насчет планов Дыбенки предостерегаю от авантюры – боюсь, что кончится крахом и он будет отрезан. Не разумнее ли его силами заменить Махно и ударить на Таганрог и Ростов. Советую трижды обдумать, решайте это конечно, сами".

Предполагалось, что находящиеся непосредственно в распоряжении начдива Дыбенко, 2-я бригада с приданными бронепоездами выйдет к перешейкам, простоит на них до смены Крымской бригады, которая специально для этого формировалась (но так и не сформировалась), после чего спешно перекинет все войска на Таганрогское направление, где уже наступала 3-я бригада ввереной Дыбенко дивизии под командованием Махно. Генерал Май-Маевский был серьёзно обеспокоен продвижением «махновцев, угрожавших ему с юга и грозивших взятием Матвеева Кургана отрезать его от Таганрога» (цитата из Шкуро).
Дыбенко же, против, приказов "ломился в Крым" (слова Антонова (Овсеенко)). Причём именно в это время на Таганрогском направлении появилась конница генерала Шкуро (Кавказская конная дивизия), устроив рейд по красным тылам ("волновашский прорыв"). Командарм Скачко впал в панику, к которой питал склонность, и его нервозное настроение, частично, передалось командованию Украинского и Южного фронтов. Короче, части Дыбенко были нужны под Волновахой и Мариуполем...
Первоначально "Дыбенко на упрек, что он не исполнил оперативного приказа и увлекся самовольно в глубину Крыма, отвечает, что сделал это по необходимости, ибо после взятия Сиваша и Перекопа в полках 2-й бригады оставалось всего по 500, 600 человек и только вид разбитого и бегущего противника повлек полки в дальнейший бой в глубину Крыма".
Добровольцы (4-я и 5-я дивизии), действительно, драпали знатно. Комендант Севастополя полковник Труссон даже заявил донским дипломатам (вполне официально), что, если русские в том же темрпе попытаются эвакуироватся через керченский пролив, то он даст распоряжение союзной эскадре топить их транспорты.
В дальнейшем Дыбенко предавался мечтам о десантной операции на Тамань, зарозив ими Скачко и, частично, Антонова. Эта вредная идея была не выполнима в обстановке полного господства флота Антанты на Чёрном и Азовском морях. Собственно, наступление войск Шишкина было сдержано на Ак-Монайских позициях благодаря артиллерийской поддержке эскадры, до линкоров включительно. Причём снарядов линкоры не жалели...
Типа: "На следующий день «Мальборо» бомбардировал эту деревню и выпустил 70 снарядов из 343-мм орудий и триста 150-мм. «Кагул» и французский миноносец «Каск» стреляли по той же цели. В результате деревня была сильно разрушена, причём, не считая занимавших её красноармейцев, пострадало гражданское население".
При таких обстоятельствах боевой порыв крымских частей быстро выветрился. Белые занятись увлекательным делом: борьбой с партизанами в каменоломнях Керченского полуострова. Эти партизаны подняли восстание по сигналу Дыбенко, чтобы поддержать его провалившееся наступление. Пока противник травил газами несчастный посёлок Аджимушкай и взрывали каменоломни, Дыбенко занялся делами гражданскими, рассорившись на этой почве с крымскими большевиками.
Тем временем на Донбассе решалась судьба Южного и Украинского фронтов. Появление там даже одной бригады и бронепоездов могло повлиять на положение Добрармии, которую едва-едва не выбили из бассейна.
"Бронепоезд «Генерал Алексеев» оказался отрезан и едва не был захвачен. Добровольцы продолжали удерживать только ст. Иловайская, остальной же Донбасс был занят войсками Южного фронта. В распоряжении генерала Май-Маевского имелось всего 9 600 человек. Штабной вагон Май-Маевского одиноко стоял под обстрелом артил-лерии на узловой ст. Иловайская, которую уже покинули все прочие составы. Там же сгрудились части 3-й и 1-й Кавказской конной дивизий. Но наступающие красные части были измотаны, и использование резервов решило исход операции".
Не судьба была...
Последовал "Поход на Москву" и ещё полтора года войны.
С почтением, Китаец.

От Китаец
К Китаец (28.02.2005 13:08:06)
Дата 28.02.2005 15:04:37

Зря я цитату урезал:

Салют!

>..."Дыбенко на упрек, что он не исполнил оперативного приказа и увлекся самовольно в глубину Крыма, отвечает, что сделал это по необходимости, ибо после взятия Сиваша и Перекопа в полках 2-й бригады оставалось всего по 500, 600 человек и только вид разбитого и бегущего противника повлек полки в дальнейший бой в глубину Крыма".

"Как я и предвидел, Мариуполь противником взят. Также взяты Сартаны и Мангуш. Противник продвигается по направлению на Бердянск и довольно быстро; возможно, что и Бердянск постигнет судьба Мариуполя. Противопоставить движению противника нечего, ибо 3-я бригада Махно, находясь беспрерывно более трех месяцев в боях, получая только жалкие крохи обмундирования и имея в придачу таких ненадежных соседей, как 9-я дивизия, совершенно истощилась и можно считать 3-ю бригаду временно вышедшей из строя. Частей 2-й бригады из Крыма перебросить так же нельзя, и эти части вконец измучены, голы и босы и держаться только потому, что втянуты в бой. При переброске частей 2-й бригады, сплошь состоящих из уроженцев района Мелитополь–Пришиб, непременно разбредутся по домам. Ударный полк, который был брошен Дыбенко из Крыма на Волноваху в район Пришиба, весь разошелся по домам, хотя на фронте он был одним из лучших полков. Дыбенко на упрек, что он не исполнил оперативного приказа и увлекся самовольно в глубину Крыма, отвечает, что сделал это по необходимости, ибо после взятия Сиваша и Перекопа в полках 2-й бригады оставалось всего по 500, 600 человек и только вид разбитого и бегущего противника повлек полки в дальнейший бой в глубину Крыма. Будь тогда сделана попытка перебросить части на другой участок фронта, люди сочли бы это предательством и не исполнили бы приказа. Сейчас полки бригады у ворот Севастополя ведут переговоры с французским командованием о занятии города. Добровольцев в Севастополе нет, они уже ушли. Взять оттуда полки 2-й бригады невозможно. Следовательно, весь Мариупольский фронт от Гришино до Бердянска открыт, и противнику путь свободен вплоть до Перекопа и Александровска. Дыбенко называет положение катастрофическим, и я повторяю то же…"
С почтением, Китаец.