От Евгений Дриг
К All
Дата 10.03.2005 14:19:41
Рубрики Гражданская война; Части и соединения;

Китайцу вопрос.

Есть ли у Вас информация по бронедивизионам, танковым отрядам и т.п.?
Хотелось бы обозначить все подразделения, интересует нумерация, формирование\расформирование, подчинение...
Ну по возможности и все остальное - матчасть, командование...

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru

От Китаец
К Евгений Дриг (10.03.2005 14:19:41)
Дата 15.03.2005 14:31:03

Немного фактуры.

Салют!
К концу весны 1919г. автобронеотряды IV-й армии Южгруппы Востфронта распределялись так: 4-й автобронеотряд входил в 25-ю стрелдивизию, 27-й - в 22-ю.
Примерно с этого времени Деркулская группа IV-й армии действовала довольно автономно от прочей армии. Входили в неё Саратовская стрелбригада, Сводная бригада 22-й стрелдивизии и бронепоезд Богданова. Бронепоезд очень скоро подорвали. Ещё упоминается кавполк Московской кавдивизии, но не понятно, подчинялся ли он непосредственно комгруппы или комбриг Саратовской.
Упоминаются 6 бронеавтомобилей. Это либо 27-й автобронеотряд в Сводной бригаде, либо все бронеавтомобили армии, а то что-то много для одного отряда.
Тк вот, в июне ситуация возникла пиковая. Цитирую из известной книги "Легендарная Чапаевская":

«Ночной марш прошел спокойно, если не считать нескольких винтовочных выстрелов, торопливо сделанных казачьим разъездом, обнаружившим наше движение. Однако уже на рассвете пришлось вступить в серьезный бой с белоказаками, прикрывавшими подступы к Таловой.
Несколько наших бронемашин, посланных вперед для поддержки кавалерийского дивизиона Опасова, заставили казаков отступить. Однако не надолго, ибо с этих пор кольцо окружавших нас вражеских всадников стало постоянным.
Особенно трудным стало отступление после того, когда за отсутствием горючего пришлось испортить и бросить в селе Перелюб пять из шести наших бронемашин.
Жалкие остатки бензина были слиты в один броневик, у которого по бортам красовалась выведенная черными буквами надпись «Черномор».
Свой дальнейший путь «Черномор», экономя горючее, совершал при помощи нескольких пар быков, служа главным резервом отступавшей Деркулской группы, В критические моменты боя он не раз своим внезапным появлением и огневой поддержкой выручал полки Саратовской бригады.
Положение войск отступавшей Деркулской группы с каждым днем становилось все труднее и труднее. Нам не хватало продовольствия, боеприпасы были на исходе, от непрерывных боев с казаками полки редели и редели».

Вот стало быть и тема, которую следует прояснить:
1) относятся ли все поткрянные бронеавтомобили к 27-му отряду или и к 4-му тоже;
2) был ли 27-й отряд восстановлен после таких потерь.
Конечно, может оказаться, что это вообще другие броневики (не из упомянутых АБО), но это было бы уже совсем странно...
С почтением, Китаец.

От Sten
К Евгений Дриг (10.03.2005 14:19:41)
Дата 11.03.2005 16:11:20

Небольшая инфа по БТ в РККА (1917 - 1920)

Появление броневых частей в русской армии относится к 1914 г. Несмотря на ограниченные возможности применения бронемашин и бронепоездов в условиях позиционного периода первой мировой войны, количество таких частей в ходе ее росло. К середине 1917 г. в русской армии на-считывалось 7 бронепоездов и 13 бронеавтодивизионов (около 300 бронемашин). Опыт организаци-онного строительства и боевого применения броневых частей русской армии был весьма скромным и до середины 1918 г. практически не обобщенным. Все вопросы их создания и боевого использова-ния командованию Красной Армии пришлось решать уже в ходе гражданской войны.
Начало формирования первых советских броневых частей относится к январю 1918 г., когда был учрежден Центральный Совет по управлению всеми автоброневыми частями республики («Цен-тробронь»), на который возлагалось размещение заказов на постройку броневых автомобилей, а с апреля 1918 г. и броневых поездов однотипной конструкции. Кроме того, «Центробронь» решал тех-нические, административно-строевые и агитационно-политические задачи, а также осуществлял подготовку кадров командного состава и младших специалистов.
Производством новой и ремонтом поврежденной броневой техники занимались крупные па-ровозо- и вагоностроительные заводы и автосборочные предприятия Центрального (Нижний Новго-род, Коломна, Брянск, Москва) и Северо-Западного (Петроград) промышленных районов. Удельный вес заводов этих районов в производстве указанных видов продукции составлял примерно 64%. Немаловажным фактором было и то обстоятельство, что размещались они в крупных пролетарских центрах, которые на протяжении всей войны находились вне зоны воздействия противника и рядом с сырьевой базой Центрального промышленного района. В ходе войны с целью поддержания броне-вой техники действующей армии в должном состоянии была развернута сеть стационарных и под-вижных ремонтно-восстановительных баз на фронтах, использовались производственные мощности на освобожденной от белогвардейцев территории (Киев, Царицын, Пермь, Екатеринодар, Луганск, Екатеринослав и др.), а также крупные железнодорожные депо в прифронтовой зоне.
Гораздо сложнее решался вопрос с обеспечением заводов и ремонтных органов металлом, высококалорийными видами топлива, дефицитными материалами и квалифицированной рабочей силой. Затраты на изготовление броневой техники были довольно внушительными. Для бронирова-ния бронепоезда требовалось 4,0 – 4,2 тыс. пудов брони, бронеавтомобиля — 100 – 150 пудов, танка – 250 пудов; затраты топлива на изготовление бронепоезда составляли 40 тыс. пудов нефти, танка – 15 тыс. пудов.
Заводы, получившие заказ на производство бронетехники, включались в «ударную програм-му» и ставились на централизованное плановое снабжение. Изыскание материальных средств велось по всей стране: собирались имевшиеся запасы автоброневого имущества и броневых плит, остав-шихся от старой армии, трофейная техника и т. д. Проведенные мероприятия, безусловно, себя оправдали. За период с ноября 1918 по март 1921 г. только основными заводами, выполнявшими заказы правительства, было изготовлено 75 типовых бронепоездов, 102 бронеплощадки и свыше 280 броневых автомобилей.
Темпы поступления броневой техники в Красную Армию возрастали. За время гражданской войны удалось обеспечить материальной частью формирование около 300 бронепоездов, свыше 80 автобронеотрядов, 11 автотанковых отрядов.
Количество броневых частей в Красной Армии неуклонно росло. К 1 октября 1918 г. было создано 23 бронепоезда и 38 автобронеотрядов; к 1 октября 1919 г. — 71 бронепоезд и бронелетуч-ка, 50 автобронеотрядов; к 1 октября 1920 г. — 103 бронепоезда, 51 автобронеотряд и 11 автотан-ковых отрядов.
Наряду с типовыми бронепоездами командование фронтов, армий и даже соединений вплоть до середины 1919 г. широко использовало различные «бронеимпровизации», которые созда-вались в прифронтовой зоне силами рабочих железнодорожных мастерских и депо. Начиная с осени 1918 г. по август 1919 г. в боевых действиях Красной Армии участвовало около 30 таких бронепоез-дов. Они, по оценке Главкома С. С. Каменева, оказывали существенную поддержку войскам, осо-бенно на тех направлениях, где части и соединения испытывали острую потребность в маневренных огневых средствах воздействия на противника.
Серьезную проблему в годы гражданской войны представляла подготовка кадров. Бронепо-езда и броневые автомобили, которые являлись коллективными средствами борьбы, необходимо было укомплектовывать личным составом, обладающим высокими морально-боевыми качествами и военно-техническими знаниями. Каждый член команды бронепоезда, бронеавтомобиля или экипажа танка должен был сочетать в себе качества бойца и специалиста, а командир броневой части — общевойскового командира и технического специалиста. Подготовка кадров для броневых сил РККА осложнялась тем, что при общей низкой технической грамотности населения ее надо было провести в возможно короткие сроки. С этой целью команды бронепоездов стали формировать из революци-онных матросов, солдат и железнодорожников. Основу их составляли матросы. Они отличались вы-сокими морально-боевыми качествами, умением сноровисто действовать в ограниченном броней пространстве, вести артиллерийский огонь с ходу. Команды броневых автомобилей укомплектовы-вались в начале 1918 г. из солдат автоброневых частей старой армии, а с февраля этого же года и за счет солдат-добровольцев, имевших военные специальности пулеметчиков, артиллеристов, шоферов. Центром формирования первых советских автоброневых отрядов стал Петроградский коммунисти-ческий бронеавтоотряд, созданный в начале 1918 г. В течение года здесь было подготовлено и от-правлено на фронты 24 автоброневых отряда.
В мае 1918 г. в Москве открылась броневая школа по подготовке командиров бронечастей, а несколько позже был развернут Московский отдельный автоброневой отряд, где обучались младшие специалисты автобронечастей. Осенью утвердился простой и достаточно эффективный способ под-готовки командных кадров и младших специалистов. Он заключался в том, что «Центробронь» (с августа 1918 г. — Центральное броневое управление.) осуществлял лишь переподготовку лиц, ранее прошедших обучение на курсах по смежным войсковым специальностям. Сам процесс переподго-товки совмещался с формированием (переформированием) бронечастей на центральных базах, близких к заводам, изготовлявшим и ремонтировавшим бронесредства.
На базе Московского отдельного бронеотряда позже создается Гараж по формированию ав-тобронеотрядов, а в Нижнем Новгороде развертывается Депо по формированию бронепоездов. Эти две войсковые организации готовили специалистов на вводимой в строй материальной части, фор-мировали бронепоезда, автобронеотряды, и отправляли их в распоряжение Главного командования Красной Армии. Командный состав после обучения в броневой школе направлялся в основном на центральные базы, где после прохождения практики формировал свои части. Депо и Гараж подго-тавливали за 2 – 2,5 месяца в среднем 4 команды (две — для бронепоездов и две — для автобронеот-рядов). Такие темпы явно не удовлетворяли потребности фронтов. Поэтому по инициативе реввоен-советов фронтов и армий в ряде объединений создаются свои базы: 10-й армии — в Царицыне, 9-й — в Тамбове, 8-й — в Козлове, 12-й — в Новозыбкове. Руководили этими базами бронеотделы фрон-тов и инспекторы броневых частей армий. В феврале 1920 г. на базе Депо и Гаража развернулись запасные бригады: в Брянске — по формированию бронепоездов, в Москве — автобронеотрядов (а с сентября и по созданию автотанковых отрядов). Во вновь созданных бригадах формирование бро-нечастей было расширено, личным состав обучался по ускоренным программам.
Возросли возможности и фронтовых органов формирования. Все это позволяло с каждым годом пополнять броневые части подготовленными специалистами во все возрастающем количестве.

Части В процентах к численности личного состава
Конец 1918 г. Конец 1919 г. Конец 1920 г.
Бронепоезда 45 58 – 60 71
Автобронеотряды 45 до 64 80
Автотанковые отряды - - 100

В ходе войны броневые части приобрели четкую организацию. Бронепоезда, автоброневые и автотанковые отряды представляли собой специальные войсковые части, предназначавшиеся для поддержки стрелковых и кавалерийских дивизий, бригад и полков.
В ходе войны организационное совершенствование броневых частей направлялось прежде всего на увеличение их огневой мощи, дальности и времени непрерывного воздействия на против-ника, увеличения численности боевых подразделений и подразделений боевого обеспечения, а также на сохранение боеспособности в случае повреждения техники. Изменение штатного состава броне-вых частей Красной Армии в 1918 – 1920 гг. показано в таблицах.
Все броневые части имели двойное подчинение: по вопросам боевого использования они подчинялись оперативному либо тактическому командованию, в техническом отношении — своим органам руководства в объединениях и центре.
В годы гражданской войны броневые силы, несмотря на незначительный удельный вес в ар-мии (к концу войны — 0,41 %), сыграли важную роль в военных действиях. Они имели свои органы управления, формирования, собственную систему подготовки кадров, поддерживали прочные про-изводственно-технические связи с промышленностью, вели научно-техническую и военно-теоретическую работу и др. Опыт организационного строительства броневых сил РККА в годы граж-данской войны был использован впоследствии при создании самостоятельного рода сухопутных войск — советских бронетанковых и механизированных войск.

Это статья Кандидата исторических наук подполковника А. Тинина Из истории создания броневых сил Красной Армии (1917 – 1920 гг.)//Военно-исторический журнал № 12. 1974 г.



От Китаец
К Sten (11.03.2005 16:11:20)
Дата 16.03.2005 13:02:19

Вот ещё загадочное для меня свидейтельство:

Салют!
Согласно Николаю Владимировичу Смоленскому в 1918г. на Мотовилихинском заводе забронировали 4 бронеавтомобиля, вооружённых 3''пушкой и, к тому же, с пулемётной башней...

«…В течение ноября – декабря из Петрограда было послано на Урал несколько боевых отрядов. Припоминаю некоторые из них:
Северный летучий отряд, состоявший из моряков кораблей «Андрей Первозванный», «Петропавловск», «Гангут» и других судов Балтийского флота, а также солдат 17-го Сибирского полка, включенных в него несколько позднее. Командир отряда С.Д. Павлов.
Первый автоброневой отряд Урала, оснащенный шестью бронеавтомобилями с командой из питерских красногвардейцев численностью 30 человек. Командир отряда Станислав Станкевич (помощником командира довелось быть автору этих строк).
Отряд «Беспощадный» под командованием Ивана Василевского,
1-й Петроградский саперный отряд под командованием И. Лисовского (отряд прибыл в Екатеринбург несколько раньше нашего отряда).
Прежде всего, о том, как я попал в автоброневой отряд. Судьба, а вернее, преследования полиции за распространение нелегальной литературы заставили меня осенью 1916 года перебраться из Петрограда в Челябинск. Здесь я проживал без прописки и поэтому вскоре вынужден был уехать в Екатеринбург (ныне Свердловск). В мае 1917 года вернулся в Петроград, где сразу же включился в общественно-политическую жизнь столицы. Состоял в Красной гвардии 1-го Городского района, участвовал в подавлении мятежа Корнилова, а затем, в октябре, – Керенского – Краснова. В дни II съезда Советов встретил в Смольном знакомого еще по Уралу П.М. Быкова. По совету Павла Михайловича – патриота Урала – я решил вернуться на работу в Екатеринбург. Вскоре такая возможность представилась. Когда в Петрограде приступили к организации отряда броневиков для действий против дутовских банд, Быков направил меня в Центробронь к начальнику этого управления Елину – добиваться оснастки машин броней и артиллерией. Часть машин была оборудована в Петрограде, а часть, по предписанию Елина, на Мотовилихинском заводе в Перми.
На формирование отряда и комплектование его материальной части ушло всего три дня. В первой половине декабря мы отправились на Урал. По прибытии в Пермь четыре шасси были направлены на завод в Мотовилихе для установки брони и трехдюймовых орудий, полученных от Пермского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В оборудовании машин в Мотовилихе принимал участие и я. Остальные машины вместе с личным составом отряда сразу же проследовали дальше – в Екатеринбург. Здесь они поступили в распоряжение начальника Красной гвардии Екатеринбургского Совета А.Г. Белобородова».


И далее:

«Нашему отряду, имевшему шесть бронемашин и вспомогательный транспорт, случалось попадать в трудные положения. Под Шадринском, во время боя на узком шоссе, броневику «Смертоносец» не хватило горючего. На развороте мотор заглох, и машина, вооруженная трехдюймовым орудием и пулеметной башней, застряла в канаве. Быть бы ей захваченной разъяренными белогвардейцами, но на наше счастье подоспел отряд уральских рабочих и отбросил белых. Потом местные крестьяне с охотой дали лошадей, чтобы отвезти броневик на станцию Камышлов».

С почтением, Китаец.

От Китаец
К Китаец (16.03.2005 13:02:19)
Дата 17.03.2005 10:47:18

Пытаюсь осмыслить.

Салют!

>Согласно Николаю Владимировичу Смоленскому в 1918г. на Мотовилихинском заводе забронировали 4 бронеавтомобиля, вооружённых 3''пушкой и, к тому же, с пулемётной башней...

Посмотрел "Бронеколекцию" по Остинам (Барятинский&Коломиец).
Там пространная выдержка из доклада Центроброни, направленного в С.Н.К. в апреле 1918 г. Есть там такая мысль: "...Совет Центроброни надеется получить до 50 шасси "Фиат" в г.Москве с завода АМО и, исследовав их на предмет годности к бронированию, предполагает отдать их в бронировку одному из поволжских заводов, так как считает Петроград неблагонадёжным местом для этой цели".

Может этот проект и привёл по осени к бронированию автомобилий для Востфронта в Мотовилихе?
Поставить 3'' горную или противоштурмовую на фиатовское шасси теоретически возможно...
Но пока никакой конкретики...
Никто не знает, где сейчас архив Мотовилихинского завода за 1918 г.?
С почтением, Китаец.

От Китаец
К Евгений Дриг (10.03.2005 14:19:41)
Дата 10.03.2005 15:38:29

Пока не ответ.

Салют!

>Есть ли у Вас информация по бронедивизионам, танковым отрядам и т.п.?

Красные танки пока за полем моего зрения, так что к Коломиецу, Мощанскому и Ромадину я едва ли много добавлю. Это не относиться к захвату танков под Берёзовкой и бронедивизиону Ос.Наз. при С.Н.К. У.С.С.Р., где они потом служили.
По автобронеотрядам я информацию пока не упорядочивал, но вижу в Вашем обращении дополнительную причину для того, чтобы этим заняться.

>Хотелось бы обозначить все подразделения, интересует нумерация, формирование\расформирование, подчинение...
>Ну по возможности и все остальное - матчасть, командование...

Хорошо. Погляжу, что и в каком виде могу предоставить.
С почтением, Китаец.

От Евгений Дриг
К Китаец (10.03.2005 15:38:29)
Дата 10.03.2005 23:26:37

Вот например.

Запутанная история 17-го мехдивизиона.

В октябре 1917 г. в Петрограде начал формироваться 55-й авто-бронеотряд. 2 БА Фиат и 1 пушечный Гарфарт(!).
В сентябре 1919 г. в Петрограде сформирован 37-й автобронеотряд. Имел два БА.
В мае 1921 г. отряд перебрасывается в Тифлис, сливается с 27-м отрядом и переименовывается в 17-й Коммунистический автобронеотряд.
В декабре 1922 г. 17-й автобронеотряд поступает на формирование 13-го стрелкового авто-бронедивизиона.
В июле 1921 г. началось формирование отдельного кадрового учебного броне-дивизиона ОКА. Временно прикомандирован на все виды довольствия к 55-му автобронеотряду. Размещен в Тифлисе.
В декабре 1921 г. дивизион окончательно сформирован.
1.09.22 г. переформирован в 4-ю отдельную учебную бронероту.
18.03.24 г. на базе 4-й оубр, 17-го и 18-го автобронеотрядов сформирован 13-й стрелковый автобронедивизион, впоследствии переименованный в 1-й сабд (1.03.25).
В 1926 г. переименовывается в 1-й автобронедивизион.
И т.д.

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru

От Oleh Nemchinov
К Китаец (10.03.2005 15:38:29)
Дата 10.03.2005 18:42:03

Re: Пока не...

>Красные танки пока за полем моего зрения, так что к Коломиецу, Мощанскому и Ромадину я едва ли много добавлю. Это не относиться к захвату танков под Берёзовкой и бронедивизиону Ос.Наз. при С.Н.К. У.С.С.Р., где они потом служили.
К моему недавнему вопросу о технических войсках в национальных армиях. Можете прояснить означеную Вами часть?

От Китаец
К Oleh Nemchinov (10.03.2005 18:42:03)
Дата 11.03.2005 14:15:01

Проясняю (если это прояснит...)

Салют!

>К моему недавнему вопросу о технических войсках в национальных армиях...

Что считать национальной армией? Можно ли считать Крымскую армию национальной, нет такой национальности – крымцы, а татар в этой армии почти не было. Зато было 2 бронеавтомобиля, очевидно, захваченных у Крымско-Азовской Добрармии, «один с орудием». И кавполк в ней был, командовал им т. Маркозашвили. Ну и десяток бронепоездов, о которых я писал…

>...Можете прояснить означеную Вами часть?

Попытаюсь.
Временным р.к. правительством Украины Алексею Илларионовичу Селявкину в январе 1919 г. было поручено сформировать А.Б.О. А.И. Селявкин – личность довольно известная, в Э.Г.В. ему посвящена не просто статья, но статья с фотографией, чего не было удостоено большинство командармов…
Мат.части было достаточно, вскоре часть была сформирована, получив название автоброневого отряда особого назначения при народном комиссаре по военным делам Украины. Селявкин числился и командиром и политкомом части. Основой мат.части послужили, видимо, бронеавтомобили б. Бронеотряда Британского Адмиралтейства, разоружённого червонцами в конце 1917 г. Оттуда поступили Ланчестеры и, вероятно, Ролс-Ройс и Форд. Ланчестеры у британцев были пулемётные, у русских – пушечные. Сколько каких было у Селявкина мне пока не понятно, ибо сведения путанные. Возможно, вместо пулемётов Виккерса под британский патрон были поставлены русские Максимы, или те же 37-мм пушки Гочкиса, что и на Ланчестерах русской армии. На укомплектование пошли так же Остины разных партий, включая русский(ие). На фотографиях парада в Харькове можно видеть бронеавтомобиль, забронированный по схеме Армстронг-Уитворт (вроде, на шасси Фиата).
В дальнейшем А.Б.О. был развёрнут в автоброневой дивизион особого назначения при Совете народных комиссаров Украинской С.С.Р., получив танки Рено. На известной фотографии первых советских танкистов, хранящейся в Ц.М.В.С., рядом с танком Рено стоит бронеавтомобиль Пирлес (это который с 40-мм автоматической пушкой Виккерса).
Поскольку танки захватывались разными частями, в отчётах фигурируют сведения об 1, 3, 4 захваченных танках. Наибольшая цифра – 5 машин, кажется, признана французами. Танки Рено были из состава 303-й секции 1-го батальона 501-го полка специальной артиллерии. Модификации разные: как с круглой, так и с гранёной башней, но, кажется, все артиллерийские (есть фотографии 3 танков). Вызывает многочисленные вопросы описание Юцевичем захвата одного из танков командиром Вознесенского полка Урсуловым (обсуждалось на ВИФ-2НЕ).
Захваченные танки, использование которых партизанами было затруднено, командование бригадой отправило в Харьков, «как вещь чрезвычайно страшную для тех, кто надеялся добыть ими победу в условиях степной войны, безграничного моря, липкой и глубокой грязи». В Харькове же танки были включены в состав автобронедивизиона О.Н. при С.Н.К. У.С.С.Р.
Было ли получено 4 или 5 машин? Отправили в Москву 1 или последовательно 2 танка? Я однозначно говорить не берусь.
В апреле под Киевом шли бои с повстанцами начдива Зелёного, так что оставление автобронедивизиона для охраны правительства выглядело оправданным. 10 мая была введена должность командующего войсками Х.В.О., которому вскоре, среди прочего, был подчинён в вопросах, касающихся ликвидации восстания начдива Григорьева, автобронедивизион О.Н. при С.Н.К. У.С.С.Р. Бронеавтомобили, очевидно, из состава дивизиона участвовали во взятии Екатеринослава.
В июне Селявкин получил задачу добиться контроля над железнодорожной линией Мелитополь–Александровск, по которой шла эвакуации Крымской советской армии. Таким образом, автобронедивизион стал первой частью Р.-К.К.А., начавшей боевые действия против б. красноармейцев комбрига Махно. В столкновении с повстанческим бронепоездом был потерян один из Ланчестеров.
Автобронедизион осназ был переброшен для обороны г. Екатеринослав, к которому угрожали казаки III-го Кубанского корпуса. Железнодорожный мост через р. Самара на линии Екатеринослав–Синельниково был серьёзно повреждён отступавшими красноармейцами, но 1-я Кавказская конная дивизия переправилась выше по течению. Близ ст. Новомосковка автобронедивизион осназ 26 июня впервые встретился с частями В.С.Ю.Р. и был ими разгромлен. Кубанцам достались, кроме прочего, не менее 2 танков, прослуживших во В.С.Ю.Р. и Русской армии до 1920 г. под именами «Серый» и «Скромный». Селявкин же за бой под Новомосковкой получил в 1920 г. Орден Красного Знамени.
В августе Селявкин был назначен командующим бронесилами Киевского УР, куда, очевидно, влился и личный состав автобронедизиона осназ, а так же мат.часть, если таковая сохранилась.
С почтением, Китаец.

От Евгений Дриг
К Китаец (11.03.2005 14:15:01)
Дата 11.03.2005 14:33:51

Селявкин ....

... написал книгу
В трех войнах на броневиках и танках. - Харьков: Прапор, 1981.

Вообще после ГВ его "задвинули"... В войну он был помощником начальника танкового училища.

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru

От Oleh Nemchinov
К Китаец (11.03.2005 14:15:01)
Дата 11.03.2005 14:28:37

Re: Проясняю (если...

>Что считать национальной армией?
Армии будущих союзных республик. Большое спасибо за выложеный материал

От Китаец
К Китаец (11.03.2005 14:15:01)
Дата 11.03.2005 14:19:12

Кому надо - известная фота (ок.92Kb) со знаменем части.

Салют!
"Автоброневой отряд особого назначения".

С почтением, Китаец.

От Евгений Дриг
К Китаец (10.03.2005 15:38:29)
Дата 10.03.2005 15:47:07

Re: Пока не...

>>Есть ли у Вас информация по бронедивизионам, танковым отрядам и т.п.?
>
>Красные танки пока за полем моего зрения, так что к Коломиецу, Мощанскому и Ромадину я едва ли много добавлю.

"Танки гражданской войны" в смысле?

>Это не относиться к захвату танков под Берёзовкой и бронедивизиону Ос.Наз. при С.Н.К. У.С.С.Р., где они потом служили.
>По автобронеотрядам я информацию пока не упорядочивал, но вижу в Вашем обращении дополнительную причину для того, чтобы этим заняться.

Немного есть и у меня, но как правило только в истории частей, которые из дивизионов потом выросли, как например мехдивизион 17-й гкд имеет долгую родословную и ведет историю чуть ли не с 1917 года...

>>Хотелось бы обозначить все подразделения, интересует нумерация, формирование\расформирование, подчинение...
>>Ну по возможности и все остальное - матчасть, командование...
>
>Хорошо. Погляжу, что и в каком виде могу предоставить.

Заранее спасибо.
Жду, обсудим.

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru

От Китаец
К Евгений Дриг (10.03.2005 15:47:07)
Дата 11.03.2005 12:04:48

Re: Пока не...

Салют!

>"Танки гражданской войны" в смысле?

Они, родные...

>Немного есть и у меня, но как правило только в истории частей, которые из дивизионов потом выросли, как например мехдивизион 17-й гкд имеет долгую родословную и ведет историю чуть ли не с 1917 года...

С автобронечастями в этом смысле легче, поскольку есть преемственность по матчести, да и кадр при них сохранялся, ибо его ценили, холили и лелеили.
Ключ к поиску - документация Центроброни.
Последнее касается и бронепоездов, но с ними гораздо сложнее, но и интереснее. Например:
"У нас были и свои "бронепоезда". То были обыкновенные выгоны-платформы с установленными на них пушками и пулемётами. К платформам были прибиты листы жести, которые больше защищали от ветра, чем от пуль и пушечных снарядов. Всё же люди чуствовали себя за этой жестью в настоящем бронепоезде. Всего этих "бронепоездов" мы имели тринадцать. Командовал ими, кажется, Савельев - человек, который упорно искал смерти в бою, пока не нашёл её. Этот Савельев и двинул одинадцать "бронепоездов" за удиравшими французами, осыпая их снарядами своих пушек. Увлёкся парень и зашёл слишком далеко. Шлёт телеграму:
"Штаб атамана Григорьева. Миновал ряд станций, вблизи французы. Бью и двигаюсь дальше вперёд. Савельев.".
Григорьев посмотрел на телеграмму, выслушал мои соображения, что мы рискуем потерять одинадцать "бронепоездов", - даже позеленел, сел и сам написал ответ:
"По линии до Одессы - Савельеву. Глупец, остановись. Атаман Григорьев".
Французы, действительно, снарядами пушек успели разрушить дорогу сзади Савельева и попытались взять наши "бронепоезда". Лишь безумный отпор и натиск "дядькiв" нашей пехоты спасли положение".
Оттуда же:
"Я был назначен временным комендантом города. Я двинулся в Одессу с колонной в одинадцать "бронепоездов".
Наша пехота в тот день не встретилась с врагом. Зато "бронепоезда" подошли к полосе отчаянного обстрела французской эскадры. К городу мне удалось подвести лишь пять "бронепоездов", остальные не могли прорваться: одна часть была разбита французскими снарядами, а другая повернула обратно".
Замечу, что сведения наштабриг о том, что пехота противника вовсе не встретила, противоречат всем имеющимся отчётам о штурме Одессы.
С почтением, Китаец.