От Vladimir Kalinin Ответить на сообщение
К All
Дата 26.12.2003 09:55:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

О Я.Я. Лацисе (к ветке 420). Ответ Глебу Бараеву

Глеб, я был неправ почти по всем позициям, но в начале 1918 г. Лацис, действиетьно был начальником охраны Кремля. Он с батальоном 4-го полка действительно воевал в Москве, но не 6 июля, а в апреле 1918 г., когда ликвидировали анархистов. Само собой разумеется, что и красногвардейский отряд Попова совершенно не имел отношения к известному отряду ВЧК.

Все имеющиеся материалы прилагаю ниже:

1. Справка из Музея железнодорожных войск: ЯН ЯНОВИЧ ЛАЦИС (1897 – 1937).
Описание отдельных боевых эпизодов (подвигов):

Родился в Латвии. В 1916 г. призван на военную службу и зачислен в запасный латышский стрелковый полк.

В марте 1917 г. вступил в большевистскую партию.

В марте 1918 г. – начальник охраны Кремля. Видел и слышал В. И. Ленина.

На станции Инза формируется Инзенская дивизия из латышских стрелков Лациса, красногвардейского отряда Попова, вооруженных рабочих Самары, бронепоезда имени Ленина. Первым ее начальником был Я. Я. Лацис.

За мужество и искусство в руководстве боями за ст. Инзу, Самару Лацис был отмечен наградой ВЦИК, золотыми часами с надписью: "Храброму и честному воину Рабоче-Крестьянской Красной Армии от ВЦИК.7.Х.1918 г".

За особую храбрость и мужество Лацис был награжден орденом Красного Знамени – знаком высшей боевой доблести.

В 1932 г. назначен командиром особого корпуса железнодорожных войск РККА.

В 1936 г. награжден орденом Ленина.

10 марта 1937 г. при исполнении служебных обязанностей внезапно скончался в Хабаровске.

Похоронен на Новодевичьем кладбище. Место захоронения: старое кладбище, у входа, стена 68, номер 15.

Мл. научный сотрудник Потапова
3.04.79 г.

Статья из газеты "Советская Хакасия":

Газета "Советская Хакасия" от 16 июля 1967 г.

СОЛДАТ РЕВОЛЮЦИИ

ПРИБЛИЖАЕТСЯ полувековой юбилей Страны Советов. В этом юбилейном году верному сыну латышского народа Яну Яновичу Лацису исполнилось бы 70 лет. Борьбе за Власть Советов, делу защиты революции и строительству ее Вооруженных Сил он отдал всю свою сознательную жизнь. Мне довелось служить в корпусе, которым командовал Лацис, поэтому хотелось бы рассказать о его жизни и делах в преддверии знаменательного юбилея.

Лацис родился 21 ноября 1897 г. в Латвии, в семье крестьянина-батрака. Грянула первая мировая война. В 1916 году, в самый разгар империалистической войны, молодой Ян был призван на военную службу и зачислен в запасной латышский стрелковый полк. Подпольная большевистская организация в запасном полку своей революционной пропагандой быстро воздействовала на молодого, но уже прошедшего суровую школу жизни, Яна Лациса. И он с первых же дней февральской революции на баррикадах против царского самодержавия.

В марте 1917 г. он вступает в большевистскую партию и вместе со всеми бойцами 4-го Видземского латышского стрелкового полка поднимает знамя борьбы за диктатуру пролетариата. После боев с немецкими оккупантами на западных границах, в марте 1918 г. на 4-й Видземский полк и его командира Яна Лациса возлагается ответственная и почетная задача по охране Советского правительства. Лацис – начальник охраны Кремля. Эти месяцы в Москве Яну Лацису запомнились навсегда: он видел и слышал В. И. Ленина.

Молодая Советская республика в опасности, со всех сторон окружена кольцом белых армий.
Станция Инза. Здесь из стрелков 4-го Видземского латышского полка, Лациса, красногвардейского отряда Попова, вооруженных рабочих Сызрани и Самары, бронепоезда имени В. И. Ленина была сформирована Инзенская дивизия.

И первым начальником вновь сформированной дивизии, вписавшей не одну славную страницу в историю Красной Армии, назначается Ян Лацис. Под его командованием бойцы м командиры молодого соединения с честью отстояли от натиска белых станцию Инзу, важнейший тогда узел коммуникаций. Дивизия, возглавляемая Лацисом, участвовала затем частью своих сил в очищении от белых родины Ильича – Симбирска. На очереди стояли Сызрань и Самара.

Главный удар по Самарско-Сызранской группировке наносили Инзенская и Пензенская дивизии 1-й революционной армии. Командующий М. Н. Тухачевский сразу же выехал в Инзенскую. Он, как и политический комиссар В. В, Куйбышев, с большим уважением относился к начальнику Инзенской дивизии Лацису. Продвигаясь вперед ливизия вместе с другими передовыми частями вступила в Самару. За мужество и искусство в руководстве этими боями Лацис был отмечен наградой ВЦИК – золотыми часами с надписью "Храброму и честному воину Рабоче-Крестьянской Красной Армии от ВЦИК 7. X. 1918 г".

Осень 1918 года. Южный фронт. Временные успехи 100-тысячной белоказачьей армии генерала Краснова и добровольческой армии Деникина и высадка интервентов в южных портах создали тяжелое положение. Сюда с Восточного фронта переведен талантливый полководец Тухачевский. В числе подкреплений в 8-ю армию Тухачевского вошла Инзенская дивизия во главе с Лацисом.

Против армии Краснова развернулись ожесточенные бои. Инзенцы сражались геройски. Мужественно и героически Инзенская дивизия воевала против Деникина под Воронежем, на Дону, а затем под Херсоном против Врангеля… А потом были другие, не менее славные дела. Дивизия стала именоваться 15-й Сивашской Краснознаменной…

За особую храбрость и мужество Лацис был награжден орденом Красного Знамени – знаком высшей боевой доблести. В те годы первым орденом Красного Знамени был награжден известный герой гражданской войны В. К. Блюхер…

ОТГРЕМЕЛИ военные бури гражданской войны и Я. Я. Лацис садится за учебу. С боьшим опытом гражданской войны на академических курсах. Затем тов. Лацис назначается начальником и военным комиссаром Киевской объединенной школы. Здесь были подготовлены и воспитаны тысячи командиров Красной Армии.

Шли годы. Я. Я, Лациса назначают на ответственный пост – командиром Особого корпусса железнодорожных войск РККА. С именем Лациса связано развитие и строительство железных дорог Сибири и Дальнего Востока. В начале 1932 года нас, военножелезнодорожников-сибиряков, перебросили из Ачинска на Дальний Восток. В большинстве своем бойцы моего подразделения, как и я, командир запаса, были призваны из Хакасии. Перед нами стояла задача: ударными темпами, в кратчайший срок произвести реконструкцию Уссурийской железной дороги. В нашем железнодорожном полку мое подразделение тогда заняло первое место и приказом командира корпуса автор этих строк был награжден часами.

Необходимо отметить важную черту в Я. Я. Лацисе: он часто выезжал в войска. Огромное внимание уделял обучению кадров, повышению боеспособности частей и соединений корпуса.

Значение укрепления дальневосточных оборонительных рубежей особенно сказалось в 1941 году, когда японские милитаристы не решились одновременно с гитлеровской Германией напасть на Советский Союз.

Требовательность командира-большевика у Лациса сочеталась с вежливостью и тактичностью. Ему было присуще внимательное и теплое отношение к товарищам и подчиненным. Душевность и доброжелательность никогда не оставляли его. Был прост и доступен в общении. В период своей работы в одном из отделов штаба корпуса я не раз бывал свидетелем того, как он со своей семьей приходил на семейные вечера комсостава. Держался запросто: беседовал, шутил, а когда заиграет музыка, закружится в танце…

НАМ, МОЛОДЫМ командирам, весьма лестно и приятно было служить под началом такого заслуженного военачальника гражданской войны. Лацис был не только военным, но и государственным деятелем. Он являлся членом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, членом правительства РСФСР. В конце 1935 года, когда в Красной Армии ввели новые воинские звания, то ему было присвоено звание комкора.

Отмечая исключительные заслуги Я. Я. Лациса в укреплении обороноспособности страны, Советское правительство в 1936 году наградило его орденом Ленина.

До последних дней своей жизни Лацис жил интересами народа, никогда не щадил своих сил в борьбе за победу генеральной линии партии. Все свои силы, буквально до последнего удара сердца, отдал Родине. 10 марта 1937 года при исполнении служебных обязанностей он внезапно скончался в Хабаровске.

Ныне, в мирные годы, воины железнодорожники множат ратную славу своих отцов, замечательными трудовыми свершениями. В сооружении железной дороги Абакан-Тайшет, справедливо названной трассой мужества, внесли свой вклад и воины-железнодорожники.

И сегодня, гордясь мощью нашей страны, мы с благодарностью вспоминаем тех верных солдат революции, которые стояли у ее колыбели.

И. ГЕРАСИМОВ
Капитан в отставке
г. Черногорск.

3. Материалы латышских исследователей:

Из книги А. И. Спрелис

"ЛАТЫШКИЕ СТРЕЛКИ НА СТРАЖЕ ЗАВОЕВАНИЙ ОКТЯБРЯ"

Издательство Зинатне Рига 1967

(стр. 67-68, 88, 115)

В борьбе с белопольским корпусом Революционный полевой штаб Ставки по предложению И. Вацетиса решил использовать латышских и сибирских стрелков. По его приказу Исколастрел и Искосол отправили из Цетиса 9 (22) января 1918 г. в Могилев один батальон 4-го латышского полка и две роты 1-го полка с пулеметной командой под общим командованием большевиков Эдмунда Линде и Фридриха Буранса3. На следующий день сводный отряд прибыл на место назначения… 20 января (2 февраля) к отряду присоединились остальные подразделения 1-го латышского полка, выехавшие из Цесиса в соответствии с приказом Исколастрела несколько позже4. Вместе с ним прибыл также 19-й сибирский стрелковый полк5.

Верховный главнокомандующий армией Республики Н. В. Крыленко принял парад латышских стрелков 1-го полка и выступил с горячей приветственной речью. Он указал на значение предстоящих боев с мятежным корпусом и выразил надежду, что латышские стрелки будут высоко нести свое славное революционное знамя6.

В Могилеве по приказу Революционного полевого штаба Ставки была создана специальная группа советских войск, в которую вошли 1-й латышский полк с пулеметной командой и один батальон 4-го полка с численостью в 3000 человек (2400 штыков). Эта группа получила название "Головной революционный отряд латышских стрелков". Командиром ее был назначен Я. Лацис, а помощниками – Э. Линде и Ф. Буранс, комиссаром – К. Лозит.


________________________________
3) Пратархив ЦККП Латвии, ф. 42, оп. 1, д. 37, л. 59.
4) Там же, д. 42, л. 36
5) Там же.
6) Брифайс стрелниекс, 1918, д. 14,Фебруари, Нр, 24.


Стр. 87

1-й латышский полк и 1-й батальон 4-го полка с пулеметной командой после полуторамесячных непрерывных боев с белополяками, белогвардейцами и германскими интервентами в Белоруссии, в начале марта 1918 г. погрузились в Гомеле в эшелоны и отправились через Брянск в Тулу. Подразделения 4-го полка под командованием Я. Лациса направились в Москву, где присоединились ко 2-му батальону своей части, находившемуся в Кремле. 1-й латышский полк под командованием Р. Вайняна прибыл в Москву несколько позже.

Отчаянное сопротивление оказали анархисты, зачевшие в "Доме анархии" на М. Дмитровке, куда направился батальон 4-го латышского полка во главе с Я. Лацисом вместе с отрядом чекистов. Анархисты открыли по стрелкам и чекистам сильный ружейно-пулеметный огонь, а также сделали несколько выстрелов из имевшегося у них орудия. Среди чекистов были убитые и раненные. Командир 4-го латышского полка решил прибегнуть к помощи артиллерии. Было подтянуто одно трехдюймовое орудие, которое первым выстрелом вывело из строя горную пушку анархистов. Второй выстрел разворотил стену особняка. Видя безвыходность положения, анархисты капитулировали. К концу боя на помощь 4-му латышскому полку и чекистам прибыли подразделения 2 и 9-го латышских полков, однако их поддержка не понадобилась: "Дом анархии" был в руках стрелков и чекистов.