От ZaReznik Ответить на сообщение
К А. Кузнецов Ответить по почте
Дата 12.09.2014 10:22:13 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: перебежчик Шкомплектов

>>Пока в инете для исследования
>>https://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%EC%E5%EB%B8%E2,_%C8%EB%FC%FF_%C2%E0%F1%E8%EB%FC%E5%E2%E8%F7
>
>Серьезный источник, тут не поспоришь. От себя могу добавить, что операция по уничтожению "полосатого дьявола" была настолько секретна, что никаких ее следов нет ни в ЖУБВ 4 иап, ни в оперсводках 287 иад и 4 ВА, ни в отчетах всех уровней. И даже в наградных Шмелева этого нет.

Дыма без огня не бывает ;))
Мемуар двГСС Степаненко, воевавшего в 4 иап. http://militera.lib.ru/memo/russian/stepanenko_in/06.html

Встретил в один из дней командира эскадрильи А. К. Рязанова.
— Как дела? — с сочувствием спросил меня Алексей.
— Да вот, навожу страх на Геринга, — криво улыбнулся я.
Рязанов отвел меня в сторону и принялся рассказывать о проведенных боях, о новшествах в тактике врага. Под конец сообщил:
— В расположении фронта появился какой-то чужак-»як». Без номера, но с нашими опознавательными знаками. Пристраивается, как правило, в хвост и атакует наши машины. Ломаем голову, как бы его уничтожить.

...

О коварном поведении врага (о чем нам рассказал Рязанов) стало известно командованию 4-й воздушной армии. Следовало во что бы то ни стало разоблачить замаскированного пирата. При этом важно было не ошибиться, не принять своего за чужака. Наконец, решение было найдено. Наш полк базировался на переднем крае, ему и предложили уничтожить чужака. Из штаба армии была получена строго секретная радиограмма: на всех самолетах «як» нанести по две черных полосы на фюзеляжи у хвоста. Не имеющего таких полос считать самолетом противника.
Всем истребителям фронта был отдан приказ: в случае обнаружения машины без условных опознавательных знаков немедленно доложить на командный пункт и уничтожить ее.
Летчики и техники наносили «знаки различия». Наконец командиры подразделений доложили командиру полка о боевой готовности. Тот, в свою очередь, по коду доложил командующему. Настало время действовать.
В день проведения операции погода стояла как по заказу — тихая, безоблачная. Воздушные бои начались, как всегда, с рассветом. В них принимали участие все полки истребительной авиации фронта. Пошла на взлет и эскадрилья майора И. В. Шмелева. Взлетев по сигналу и прибыв на заданный участок фронта, Шмелев доложил:
— Наблюдаю посторонний «як». Дополнительные полосы на фюзеляже отсутствуют. Стремится зайти нам в хвост...
Сомнений не оставалось: тот самый. С передового командного пункта тут же последовал приказ Шмелеву: «Сбить противника».
Шмелев не торопясь развернул эскадрилью на сто восемьдесят градусов и скомандовал:
— Самолет без полос на хвосте никому не упускать из виду. Фашист впереди нас. Все за мной!
Эскадрилья попыталась взять врага в клещи и привести на свой аэродром. Однако опытный гитлеровский ас изворачивался и уходил в сторону гор. Шмелев увеличил скорость, но сбить противника удалось лишь в районе Геленджика.
Подобные пиратские приемы еще раз свидетельствовали о том, что противник выдыхается, сила и мощь его идут на убыль и недалек час, когда под ударами наших войск гитлеровские орды покатятся неудержимо на запад. [154]
От всей души поздравили мы Илью Шмелева с нелегкой победой. Помню, лучший друг Шмелева Алексей Рязанов, расцеловав товарища, не удержался от шутки:
— Ну, Ильюша, молодцом! Не иначе — борода помогла. При виде такой бороды у какого фашиста не затрясутся руки?!
— Борода бородой, — с улыбкой отпарировал Шмелев, — а потрудиться пришлось. Еле догнал. Боялся промахнуться...


И есть в этой истории один момент - возможно ключик к пониманию.
То что "чужой" "Як" прорывался не куда-нибудь, а к Геленджику.
В Геленджике же, напомню, базировались моряки - ВВС ЧФ.
Были у них и "Яки" - в частности, небезызвестный 6 гиап ЕМНИП тогда базировался именно там, в Геленджике.
Моряки не ВВС, могли не успеть ввести временные ЭБО, если их вообще успели вовремя проинформировать - ведь судя по тому, что пишет Степаненко - это было внутреннее решение командования 4 ВА.
Так что не исключено, что командование - уже потом разобравшись - весьма вероятно, что решило эпизод с friendly fire замять и не предавать огласке, а у летчиков так и отложилось в памяти как охотились и сбивали "Яка-чужака".