От Дмитрий Козырев Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.11.2016 11:39:59 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; Версия для печати

Пятничное. Объективный взгляд на Приказ № 227

Зацепился тут языком с wolfschanze в его ЖЖ http://wolfschanze.livejournal.com/1967334.html на тему Приказа № 227.

Автор предложил своим подопечным прежде чем рассуждать о сути приказа "посмотреть на карту" фронтовой обстановки, сложившейся к июлю 1942 г и сопоставить ее с картой распределения экономического потенциала и ресурсов СССР. Этим о вроде бы как оправдывает необходимость такого приказа (оспаривает его "преступность"), аппелируя при этом к преамбуле приказа:
Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, — это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбаса и других областей у нас стало намного меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 миллионов населения, более 800 миллионов пудов хлеба в год и более 10 миллионов тонн металла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину.

Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступление, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог.


Т.о. из преамбулы приказа следует, что констатция, что ситуация критическая и цель приказа прекратить всякое отступление иначе все станет совсем плохо.
Далее предлагается набор мер, которые мы обсудим позже.

Итак, начнем с обстановки. Летняя кампания 1942 г началась для РККА крайне неудачно. После исчерпания резервов в ходе безуспешных Любанской, Ржевско-вяземской, Барвенковской операций и наступления Крымского фронта, протиник перешел в общее наступление в результате чего к концу июля 1942 г была захвачена излучина Дона и полностью оккупирован Крым.
В этот момент (28.07.42) издается приказ № 227.
Отечественные исторические работы традиционно исходят из презумпции безошибочности высшего советского руководства и пишут про серьезность момента, про вынужденность, про то что "фронтовики отдали должное этому страшному, но необходимому приказу.".
Но правы ли они? Приказ 227, в отличие от многих других приказов НКО, подлежал доведению до всех военнослужащих РККА, что же они услышали?
Если опустить патетическую риторику, то в приказе написано следующее
- страна находится в критическом положении и не имеет более превосходства над Германией;
- виновата в этом... низкая дисциплинированость красноармейцев и командиров, допускающих массовый отход без приказа.
- ставится в пример враг (враг!) - и не в плане отдания должного его выучке и мастерству, а именно как "фашист и людоед" с такими же "суровыми мерами" - штрафниками, "искупающими кровью вину" и заградотрядами с полномочиями стрельбы по своим).
Что предписывается делать? Предписывается прекратить всякое отступление, виновных судить и строго наказывать и массово ввести в РККА "суровые меры", аналогиные как бы принятым в вермахте.
По существу сказанного берусь утверждать, что Приказ № 227 не "обоснованным серьезностью момента, жестоким, но необходимым", а напротив паническим, имитационным, не только бесполезным, но и вредным.
И вот почему:
Ситуация, описанная 28 июля 1942 года как критическая, стала еще более критической к октябрю 1942 года, когда был полностью оккупирован Северный кавказ, захвачен майкопский нефтеносный район, перерзано ж\д сообщение с Кавказом, перерезан волжский путь, велись бои в Сталинграде. Т.о. основная заявленая цель - прекратить наступление, т.к. мы не можем больше терять территорию - достигнута не была. Более того, даже в ситуации описательно более критической , чем в июле 1942 г удалось воспроизвести резервы и перейти в контрнаступление с успешным восстановлением положения и разгромом крупных группировок врага.
Запрет "отступления без приказа" как такой это в чистом виде имитация, т.к. сам запрет является уставной нормой, виновные естественно подлежат наказанию и речь может идти лишь о его ужесточении.
Ссылка на опыт врага - профанация, основанная либо на гипертрофированной, искаженной информаци разведки, либо на вообще на пропаганде, т.к. ничего подобного в массовом количестве в вермахте не было.
Возложение вины за проваленные операции на "недостаточную дисциплинированость" и внедрение в массовую практику заградотрядов с поломочиями стрельбы по своим - уже в чистом виде вред. Фактически приказ выражает публичное недоверие верховного главнокомандования своим войскам. Военнослужащим предлагается выбирать от чьей пули погибнуть - от вражеской на передовой или от своих в тылу. Запрет отхода без приказа фактически ставит жизнь военнослужащего в зависимость от устойчивости управления и снабжения, а не от условий обстановки.
Да. выше я писал, что запрет отхода без приказа это уставная норма, но в ситуации, когда это находится в ответсвенности непосредственого командира - он может в некоорых случаях согласиться с решением нижестоящего (кончились боеприпасы, не было возможности передать приказ, но соседи отошли и это было правильно оценено) - приказ же безальтернативно относил несанкционированый отход к тяжкому преступлению.
Ситуация с заградотрядами достаточно подробно рассмотрена в книге Пыхалова http://militera.lib.ru/research/pyhalov_i/13.html да, следует отметить что заградительная служба в РККА уже была с осени 1941 г. Но она носила условно "полицейский характер". Заградыотряды же содаваемые по приказу 227 имели уже более широкие полномочия и более высокое подчинение. Т.е. не являлись средстовм командира соединения с возможностью влиять на бой.
Таким образом их создание - это еще и непродуктивное расходование качественного л/с и вооружения - которые расходуются не на борьбу с противником, а на предотвращение отхода собственых войск.
Да, в приведенной книге приводятся примеры из боевой практики, когда заградотряды непосредственно вступали в бой - но это уже частное стечение обстановки - а что им еще делать с подходом противника. Приводятся примеры избирательной и мягкой практики применения заградотрядов - это тоже объяснимо, стрелять по своим непросто. Но мы сейчас говорим о букве и духе приказа - так как он написан. В частности приведен пример воспоминания фронтовика, в которм он пишет о своем первом впечатлении - "страшно, что сзади тоже смерть". И формирование подобных настроений, на мой взгляд, плохо способствует моральному духу и климату подразделений.
Создание же штрафных соединений это вообще ни о чем. Их следовало создать раньше и без такой помпы. Разумеется - на фронте опаснее, чем в тылу, чем в самой строгой тюрьме (где регулярно кормят и охраняют) - поэтому совершившающие воинские преступления должны понимать, что арест, суд, срок не являются освобождением от фронта.

"Критикуя, предлагай" Каким мог бы быть Приказ 227 без перечисленого негатива?
1. естествено возвание что "Социалистическое отечество в опасности" и дальнейшее продвижение врага действительно создает угрозу сырьевой и ресурсной базе СССР. Призыв ко всем исполнить свой долг перед Родиной.
2. Повышения статуса Гвардии и Ударных соединений, комплекование их лучшим л\с строго из числа имеющих боевой опыт военнослужащих, приоритетное оснащение их лучшим вооружением. Использование подобных частей в качестве "краеугольных камней" обороны (вместо заградотрядов), подобно тому как немецкие части цементировали румынские соединения.
4. Создать штрафные части отдельным приказом.

Вот как то так, спасибо завнимание.