От СанитарЖеня Ответить на сообщение
К B~M Ответить по почте
Дата 01.10.2018 10:49:35 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

Нет, это лишь частный, хоть и важный аспект.

>>Снаряд 406мм (фугасный, с бронебойными ажник того круче), для определённости возьмём 16″/45 Mark 6, это 69 кг взрывчатки, доставленной к цели, вместе с ней 800 кг высококачественной механически обработанной стали, для чего истрачено 242 кг пороха.
>>А какая-нибудь ФАБ-500 это 300 кг ВВ и 200 стали, притом качеством похуже. По стоимости топлива не могу точно сказать, пока нет цен на порох и авиабензин (охотничий бездымный 2000-3000 руб/кг, авиабензин 160 руб/литр, но насколько это переносимо на то время?), а также непонятно плечо полёта на бомбёжку. Если принять, что аэродром в 100 км, то В-25 туда-сюда слетает за 40 минут и менее, принимая расход 200 грамм на л.с. в час при мощности 2х1700 л.с., получим порядка 500 кг или 600 литров, или, при приведенной цене бензина, 100 000 рублей. Если бомб 3, на одну придётся 33000 рублей или 110 рублей на 1 кг ВВ. 242 кг пороха это 500-700 тысяч рублей на 60 кг ВВ, или порядка 10000 рублей на кг, в 90 раз дороже. Фактор точности непонятен, но, во всяком случае, благодаря пологой траектории снарядов линкоров, пикировщик точнее, для горизонтального бомбера наясно.
>>То есть чистая экономика.
>
>Я правильно понял, что из приведённого расчёта следует, что в ВМВ авиация в 90 раз дешевле (крупнокалиберной) артиллерии?

В 90 раз меньше в расчёте на доставленный килограмм стоит израсходованное топливо сравнительно с "топливом" в смысле пороха. Там очень много дополнительных факторов, стоимость аэродромов, стоимость кораблей и самолётов, зарплата экипажа (больше тысячи на линкоре и 6 на B-25, но надо учитывать и аэродромный персонал, впрочем, тогда и береговые службы для линкора), не учтено для линкора собственно топливо для выхода на позицию. С другой стороны, есть темп стрельбы и число вылетов в час, есть зависимость от погоды и т.п.
Заявлять про "90-кратное преимущество авиации" необосновано. Можно лишь сделать вывод, что вытеснение артиллерии авиацией продукт не одних тактических, но и экономических соображений. При этом в одних случаях будет, как в этом примере, преимущество не на один порядок, в других незначительное, и сохранятся ситуации, когда артиллерия лучше. Но тяжёлая артиллерия имеет больше всего шансов быть вытесненной авиацией. Малые и средние калибры могут оказаться "в нужное время в нужном месте" уже потому, что они дешёвые и небольшие, и потому их много, где-то необходимое окажется под рукой. Тяжёлая артиллерия менее подвижна, и задержка при её выдвижении сравнима с задержкой авиаподдержки.
Артиллерия тут имеется в виду ствольная, ракетная артиллерия, пусть организационно и артиллерия, по сути "одноразовая авиация".
Да, и линкоры США, сохранявшиеся "для поддержки десантов" (последний, "Висконсин", выведен из состава ВМС в 2006, хотя уже с 1991 фактически корабль-музей), совершенно неэффективны в этом качестве экономически, однако могут оказывать "моральное действие".