От Константин Дегтярев Ответить на сообщение
К Мертник С. Ответить по почте
Дата 16.10.2018 16:53:25 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; Версия для печати

Такой анализ достоин моей младшей дочки

... которая называет принтер холодильником, потому что он квадратный и белый.

Я все пытаюсь разговаривать серьезно, но в ответ читаю, простите, какой-то детский лепет. Давайте лучше попробуем понять, наконец, в чем феномен викингов. А он вот в чем.

Дело в том, что в рамках языческой германской доктрины, набег на неприятеля - это почетно, это душеспасаемо, это выгодно, это делает человека достойным одобрения богов. И поэтому человек, идущий в поход - высокоморален. В набег и грабеж идут лучшие и у них все гармонично. И они себя ведут, как герои, даже занимаясь грабежами и убийствами. В нашем сознании это не укладывается, и вот почему.

Когда "набег" формируется в развитом цивилизованном обществе, как это было в крестовых походах, создается сложная идейная конструкция и мы получаем таких вычурных персонажей как (некоторые) члены рыцарских монашеских орденов, ведущий себя, в основном, высокоморально. И если бы именно они представляли собой основу движения, то никаких эксцессов не было бы, было бы совершенно дисциплинированное войско идеальных воинов.

Но основную массу "набигателей" из цивилизованных стран составляют маргиналы, поскольку сама идея грабежа и насилия прямо противоречит идеологии цивилизованного общества. То есть, эти лица отнюдь не в гармонии с собой, и, соответственно, ведут себя как субпассионарии, объединенные разве что инстинктами выживания.

Разница хороша высказана в фильме "Апокалипсис сегодня", там полковник Куртц в финале рассуждает примерно так: "мне нужны абсолютно беспощадные, абсолютно безжалостные солдаты. Но они должны быть высокоморальны. Их должно быть немного, две-три дивизии, и война будет выиграна". Вот, викинги как раз такими и были, ввиду специфики их религиозных представлений. Безжалостные и высокоморальными одновременно. Нам это непонятно, потому что у нас мораль и жалость - как бы синонимы, но это только в рамках христианской доктрины, а вообще это разные понятия. Моральный - не равно добрый. Отчасти, такими были еще и ранние мусульмане. Христиане тоже аналогичный персонаж выковали, рыцарей. Но рыцари - это товар штучный, и рыцарская мораль очень уж хитроумная, пост роенная на кузуистике, а у викингов все было чрезвычайно гармонично, просто и традиционно. Как только эту святую простоту поломало безжалостное историческое развитие, феномен викингов перестал существовать (слава Богу, разумеется).