От Prepod Ответить на сообщение
К Константин Дегтярев Ответить по почте
Дата 25.10.2018 12:25:26 Найти в дереве
Рубрики ВВС; 1917-1939; Версия для печати

Re: В контексте...

>Если я правильно понял глубинную суть вопроса топикстартера, речь идет о том, не являлись ли репрессии против инженеров и конструкторов рациональной попыткой "навести порядок", "приструнить прожектеров". Т.е., не были ли они в каком-то смысле "обоснованными".
Разумеется, не являлись, оперативном приказе 00447 и, насколько я знаю, других доступных документах, ничего такого нет. Что касается "обоснованности" это вопрос индивидуальный. Именно потому что не было глобальной цели рационализации конструкторского процесса. Был косяк, за который положен выговор, "партбилет на стол" или пара лет по гуманному совесткому УК. Допустившему косяк дают два-пять-десять лет или даже высшую меру за контревлюционное преступление, которого он не совершал. Это, разумеется, необоснованное осуждение. При этом чрезмерно жестокое наказание и наказание невиновного это разные вещи. Не с точки зрения "так им и надо", а с точки зрения общего понимания обстановки того времени.
> Но если постановления нет, значит, речь идет о перегибах, принявших столь масштабные формы, и нужно говорить о потере контроля над репрессивной машиной. А это уже очевидный управленческий косяк, который прямо следовал из очевидно ошибочного управленческого решения о начале массовых репрессий.
Не знаю для кого, для меня это очевидно, тут не о чем спорить. Первые лимиты, которые на основе дел оперучета, они тоже сильно немалые. Поэтому да, я согласен, имела место и ошибка в начале массовой операции, и выход из под контроля хода массовой операции. Собственно, главный вопрос: что такого узнало советское военно-политическое руководство, чтобы санкционирвать массовые операции. Вот в 35-36-м году антисоветские элементы еще были терпимы, а "ленинский ЦК" и Политбюо были озабочены борьбой с оппозицией, "перешедшей к территоричсеским методам", а в 37-м уже совсем никак и надо работать "по площадям".