>>Да, это действительно серьезная проблема - высокая духовность общества и его бедность или же изобилие благ и отсутствие духовной свободы.
>
>Нет такой проблемы!
>Не вытекает духовность из бедности.
Из богатства тоже не вытекает.
>Из вынужденной (недобровольной) бедности вытекает только беспощадная и абсолютно бездуховная грызня за кусок хлеба. И только те, кто отгрыз себе больше других, могут затем позволить себе прорваться к духовным высотам – например, философы–рабовладельцы или писатели-крепостники.
Ни за какой кусок они не грызлись. "Писатели-крепостники" получили от государя свои наделы за верную службу Отечеству, за которое кровь проливали, или же получили в наследство от своих отцов.
>И бедность не вытекает из духовности. Кто умеет мыслить – тот умеет и придумывать. Как правило, ему удается придумать и способ избавиться от бедности.
Если мысль направлена на способ личного избавления от бедности - то при чем здесь духовность вообще? Мыль бывает и бездуховная. Духовная мысль может быть направлена на то, как избавить от бедности многих. Бездуховная - только себя.
>Отсутствие духовной свободы не дает изобилия благ. Тому просто нет примеров в истории – если не считать обществ, паразитирующих на природных ресурсах.
Это Вы про США и Западную Европу, что-ли? Они точно паразитируют на природных ресурсах, причем не только своих, но главным образом чужих. Потребление нефти, например, там на душу населения в 10 раз выше, чем в среднем по миру. Ну какая там духовная свобода ! - свободу разума подменили свободой инстинкта.
>Но и их благополучие основывается не на духовной несвободе.
Действительно - вынимать хлеб из горла у соседей, такой совбоды они себе не дозволяют, потому как уважают свободу разума.
>Напротив, их духовная несвобода вытекает из господствующего способа распределительных отношений.
Т.е. нравственные самоограничения = духовная несвобода?
>Очередь у окошка с раздачей «хлебов земных» - совершенно неподходящее место для свободного самовыражения.
>И наконец, изобилие благ не означает отказа от духовной свободы.
Если только эти блага производятся собственным трудом из собственных ресурсов или по справедливости обмениваются на блага, производимые другими.
>Дух освобождается тогда, когда ему удается оторваться от потребностей насущного обеспечения телесных нужд. К тому есть два пути: аскетизм, или ограничение потребностей тела, и… простое их удовлетворение.
Второй путь, это очевидно Ваша личная философия?
>Не возведенное, разумеется, в степень гедонизма, но как минимум избавляющее от страданий.
Избавление от всяческих страданий - это и есть один из путей к обретению духовной мощи, согласно Вашей личной философии?
>Поэтому к высотам духа всегда поднимались либо аскеты, либо весьма обеспеченные люди.
Последнее верно только в том случае, если к материальной обеспеченности прибавляется высочайшая личная ответственность, которая предполагает духовные страдания, часто превосходящие телесные.