>Да, это действительно серьезная проблема - высокая духовность общества и его бедность или же изобилие благ и отсутствие духовной свободы.
Нет такой проблемы!
Не вытекает духовность из бедности. Из вынужденной (недобровольной) бедности вытекает только беспощадная и абсолютно бездуховная грызня за кусок хлеба. И только те, кто отгрыз себе больше других, могут затем позволить себе прорваться к духовным высотам – например, философы–рабовладельцы или писатели-крепостники.
И бедность не вытекает из духовности. Кто умеет мыслить – тот умеет и придумывать. Как правило, ему удается придумать и способ избавиться от бедности.
Отсутствие духовной свободы не дает изобилия благ. Тому просто нет примеров в истории – если не считать обществ, паразитирующих на природных ресурсах. Но и их благополучие основывается не на духовной несвободе. Напротив, их духовная несвобода вытекает из господствующего способа распределительных отношений. Очередь у окошка с раздачей «хлебов земных» - совершенно неподходящее место для свободного самовыражения.
И наконец, изобилие благ не означает отказа от духовной свободы. Дух освобождается тогда, когда ему удается оторваться от потребностей насущного обеспечения телесных нужд. К тому есть два пути: аскетизм, или ограничение потребностей тела, и… простое их удовлетворение. Не возведенное, разумеется, в степень гедонизма, но как минимум избавляющее от страданий. Поэтому к высотам духа всегда поднимались либо аскеты, либо весьма обеспеченные люди.