От Temnik-2 Ответить на сообщение
К SITR Ответить по почте
Дата 08.06.2008 20:47:15 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Версия для печати

Re: по поводу...


>Не тип? Недавно в серии ЖЗЛ вышла книга "Виктор Муравленко" про начальника Главтюменнефтегаза (т. е. именно "советского управленца"). Сам факт выхода такой книги говорит о многом. А ведь, судя по книге, он был далеко не один.


Вы приводите единичные или уникальные примеры. Я согласен с Волковым, который свои выводы обосновывает достаточно серьёзной аргументацией, которая не противоречит тому, что я сам видел и вижу.

"...Созданный коммунистическим режимом образованный слой, известный как «советская социалистическая интеллигенция», отличался в целом низким качественным уровнем. Лишь в некоторых элитных своих звеньях (например, с сфере точных и естественных наук, менее подверженных идеологизации, где частично сохранились традиции русской научной школы, или в военно-технической сфере, от которой напрямую зависела судьба режима) он мог сохранять некоторые число интеллектуалов мирового уровня. Вся же масса рядовых членов этого слоя стояла много ниже не только дореволюционных специалистов, но и современных им иностранных.

...Немногие носители старой культуры совершенно растворились в этой массе полуграмотных образованцев. Сформировавшаяся в 20–30-х годах интеллигентская среда в качественном отношении продолжала как бы воспроизводить себя в дальнейшем: качеством подготовленных тогда специалистов был задан эталон на будущее. Образ типичного советского инженера, врача и т.д. сложился именно тогда — в довоенный период. В 50–60-е годы эти люди, заняв все руководящие посты и полностью сменив на преподавательской работе остатки дореволюционных специалистов, готовили себе подобных и никаких других воспитать не могли.

Пополнение интеллектуального слоя в 70–80-х годах продолжало получать крайне скудное образование по предметам, формирующим уровень общей культуры. В вузах естественно-технического профиля они вовсе отсутствовали, а в вузах гуманитарных информативность курса даже основных по специальности дисциплин была чрезвычайно мала, в 2–3 раза уступая даже уровню 40–50-х годов и несопоставима с дореволюционной. Конкретный материал повсеместно был заменен абстрактными схемами господствующей идеологии: обучение приобрело почти полностью «проблемный» характер.

Наконец, не менее, чем на треть, советская интеллигенция состояла из лиц без требуемого образования. До революции подобное явление не имело существенного влияния на общий уровень интеллектуального слоя, поскольку такие лица, как правило, не отличались по уровню общей культуры от лиц, получивших специальное образование (они были представителями одной и той же среды и имели возможность приобщаться к ее культуре в семье). Но советские «практики»-выдвиженцы вышли как раз из низов общества и, не получив даже того скудного образования, какое давали советские специальные учебные заведения, представляли собой элемент, еще более понижающий общий уровень советского интеллектуального слоя..."

http://www.swolkov.narod.ru/ins/


Притом, Волков не акцентирует то обстоятельство, на которое я указал в своём предыдущем посте: сталинская "система" напрочь выбила инициативу и ответственность.

Конечно, так или иначе на ключевые руководящие должности рекутировались люди со способностями "выше среднего", пусть даже и с катастрофическим дефицитом общей культуры. Но среднее и низшее звенья?

Вы лично разве не замечали, решая любые вопросы в учреждениях и госпредприятиях, как служащие стараются спрятаться за бумажку, избежать любой инициативы, как общее правило не идут на встречу клиенту и активно переваливают все проблемные вопросы на непосредственного начальника. Загружая его поточкой, которую должны разруливать сами. А какой это порождает дополнительный "бумагооборот"!..


А на высшем уровне? Я смотрю по ТВ (в новостях показывают сами не понимая что показывают!) как российский премьер как "мальчиков" "учит" в прямом эфире государственных служащих высших рангов! Как могла создаться такая хамская обстановка? Мы же прекрасно понимаем, как "поученные" переносят этот хамский стиль общения на своих подчинённых...

Много что можно вспоминать.