От VASILIY BARDOV Ответить на сообщение
К VASILIY BARDOV Ответить по почте
Дата 22.06.2004 00:29:00 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; Сайт `airforce.ru`; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: [2VASILIY BARDOV]

БАРДОВ: а вот материал по поводу разведполетов и взаимного нарушения границы:


Константин Федченко Re: Взаимное нарушение воздушной границы в июне 1941 г. 19.04.2004 15:47
>о том, что немцы не только нагнали сухопутных войск в Сувалский выступ, но и забили до отказа Сувалский старый польских аэродром.

информация о происходящем "за кордоном" была в основном наземная - от "закордонных агентов" и от перебежчиков.

Есть ли у тех, кто интересуется этим вопросом, какие-либо сведения по поводу того, КТО ЖЕ ЛЕТАЛ НА РАЗВЕДКУ СУВАЛСКОГО АЭРОДРОМА? И как к этому относились немцы, если тот кто летал, был замечен ими?

вот тут обсуждался один такой случай:
https://vif2ne.org/nvk/forum/2/archive/710/710771.htm



От Константин Федченко
К Архив
Дата 18.03.2004 11:26:49
Рубрики WWII; ВВС; 1941;
Наш ответ авиаразведчикам Ровеля (перенос из архива)
>"нет такого вопроса, который бы не обсуждался на vif2ne.ru" (с)
>
>Попробую все-таки задать такой вопрос форуму.
Ниже приведена цитата из книги (Степанюк Ю.П., Списаренко Б.Д. Фронт під крилом. Докум. повість. - К., Генеза, 1995. - 176 с.) - мемуар Ю.Степанюка, на тот момент штурман 37 авиаполка, описывает как группа из 3 СБ за неделю до начала войны выполнила серию разведвылетов на Польшей. Сразу оговорюсь, что в приведенной цитате есть одна нестыковка по дате, но я оставил текст оригинала.
>Хотелось бы услышать комментарии. Также интересно, были ли такие группы в других округах? Имела ли эта спецоперация какое-то кодовое обозначение?
>------------------------------------
>Тоді, за тиждень до чорної неділі 22 червня три екіпажі літаків СБ на чолі з ком.ланки льотчиком Мироновим і мною, штурманом ланки, одержали наказ вилетіти й здійснити посадку на аеродромі Городок в районі міста Львова.
>Командира ланки Миронова я вже знав як досвідченого в льотних справах, і, попри всю його товариськість у стосунках з нами, - вимогливого й безкомпромісного в роботі.
>Ми виконали всі необхідні розрахунки, проклали маршрути і на світанку 25 травня полетіли у вказане місце посадки.

На аеродромі нас уже чекали, і ми автобусом дісталися до свого нового помешкання. Мали вказівку - по прильоті не розповідати ні звідкіля ми, ні хто ми є - навіть своїм товаришам по зброї. Що ж, наказ слід виконувати беззаперечно, як того й вимагає військовий статут.
>Невдовзі до нас прибули майор авіаційних і полковник піхотних військ. Розкривши льотні карти, поставили нам завдання. Кожний екіпаж одержує маршрут для проведення фото- і візуальної розвідки. Під виглядом навчальних маневрів треба уважно придивитися, що ж це там твориться на захопленій німцями території поблизу нашого кордону, за річкою Сян? Адже безперервне підтягування сюди ворожих військ, здійснюване в зловісному мовчанні, помітне навіть неозброєним оком!..
>Маршрути на картах не прокладати, розвідку над територією загрозливої дислокації фашистів провадити лише при наявності хмар. Через кордон туди й назад пролітати лише в хмарах, від німецьких літаків ухилятися в хмари.
>Доповідати про результати тільки цим двом командирам. Вони не приховують, що завдання важке, відповідальне, але необхідне для нашої Батьківщини - і ми це зрозуміли. Все треба провести в суворій таємниці.
>Маршрути вивчено уважно: Перемишль, Ярослав, Жешув, по залізниці Кросно, Санок. Екіпажі провели всі необхідні розрахунки - політ туди й назад, без нанесення на карти все завчили й тримали в пам'яті. Увесь цей район, назви й розташування населених пунктів завчено детально для візуальної орієнтації. Звірилися зі своїми штурманськими довідниками, прив'язали місцезнаходження німецьких аеродромів і умовними позначками нанесли на льотні карти пункти Кросно, Новасонч, район Тарнув, Мелія, Сандомир. Повністю підготувалися до польотів і тепер тільки чекали необхідних метеоумов.
>Перший політ у напрямку Перемишль-Ярослав-Жешув. Погода сприяла цьому - на захід пливли по сонячному синьому небесному роздоллю окремі купчасті хмари, приймаючи наші літаки, в разі потреби, в свій прихисток. Завдяки цьому вдалося дотриматися всіх правил польоту.
>За допомогою аерофотоапарата АФА-18 я сфотографував маршрут. Розрахунки по висоті й швидкості були вірними, "розмазування" знімків не сталося, і після обробки в лабораторії вони виявилися високоякісними.
>Провів ретельні візуальні спостереження в цьому районі. Аналогічний політ здійснили ми з Мироновим також у напрямі Кросно. Інші екіпажі пролетіли цими ж маршрутами.

Зіставлення одержаних фотоплівок дало змогу виявити збіг даних, тобто підтвердити їхню достовірність.
>Під час одного з польотів у район Кросно ми проводили фотозйомку, тримаючись високо під хмарами.
>Несподівано помічаю - праворуч від нас летять два винищувачі: мєсершміти-109. Одразу даю команду льотчику Миронову негайно відходити в хмари, але сам при цьому фотоапарата АФА не вимикаю і при нахилі нашого літака обидва месершміти потрапляють в об'єктив.
>У хмарах вийшли на схід і за часом підрахували - ми далеко над своєю територією. Прорізаємо хмари зі зниженням і виходимо на схід від міста Львова. Нас чекали - за розрахунками ми вже повинні були повернутися. Товариші хвилювалися за нас, та все обійшлося благополучно.
>Лаборанти в присутності екіпажів обробляли, проявляли й дешифрували фотоплівки, не знаючи, що за район і з якою метою він знятий.
>Авіаційна розвідка дала змогу переконатися, що поблизу радянського кордону обладнується велика кількість польових аеродромів на території, захопленій фашистами. Прокладаються залізничні гілки, по шосе й путівцях на схід рухаються німецькі війська, в лісах дислокується багато живої сили й техніки.
>Залізничними коліями на схід через кожні 2-4 кілометри рухаються товарні поїзди, і навіть зафіксовано, що розвантажування товарняків німецькі солдати ведуть за межами залізничних станцій, у лісах.
>Нам, членам розвідувальних екіпажів, було ясно, що німці швидко й посилено готуються до наступу, і йдеться зовсім не про учбові маневри, а пахне пожежею.
>Після кількаденної відсутності три наших екіпажі 18 червня прилетіли на один з аеродромів Тернополя.


Мои собственные соображения
От Константин Федченко
К Архив
Дата 18.03.2004 11:39:43
Рубрики WWII; ВВС; 1941;

Думается, что:
1. полк этот - не мифический ГРУ-шный разведполк
(иначе его использовали бы ВЕСЬ для таких задач и соответственно не было бы выдергивания отдельно звена).
2. номер полка искажен, на самом деле к 37 бап не имеет отношения.
3. попробуем его поискать, опираясь на то, что полк дислоцирован в КОВО, имеет на вооружении СБ, и имеет экипажи, подготовленные для полетов днем в сложных метеоусловиях, а также на Ваш обзор боевого пути:
>полк (который в одном случае он назвал "отдельным") до войны какое-то время стоял на а. Проскуров, войну встретил под Тернополем, затем через а. Меджибож, Бердичев, Житомир уже к 10 июля находился в Борисполе, где влился в 316-й рап.

под эти условия подходят семь полков:
86 бап 16 сад (Трембовля, Зубов),
48 бап 17 сад (Изяславль, Коськов),
225 бап 17 сад (Старо-Константинов),
33 бап 19 бад (Белая Церковь, Городище),
52 бап 62 бад (Овруч, Красная Болока),
94 бап 62 бад (Овруч, Мартьяновка),
316 рап (Проскуров, Врублевка).

Однако все эти семь полков фигурируют на 11.07.1941 как части ВВС ЮЗФ. 86 бап, правда, дислоцирован там же или почти там же, где и 316 рап - аэродром Веркиевка.
86 бап и перед войной - недалеко от Тернополя. Остальные полки - далеко.

Поэтому версий две:
1)это либо 86 бап, либо....
2)какое-то подразделение 316 рап.

Аргументы в пользу второй версии:
а) полк разведывательный, отдельный.
б) имеет хорошо подготовленные экипажи
в) дислоцирован в Проскурове!
г) только что получил новую матчасть (Як-2), а старых СБ осталось только три! Возможно, остальные куда-то были переданы. Но для подготовленных экипажей могло найтись и такое применение.
д) после начала войны подразделение воссоединилось с основным составом полка в Борисполе.
е) номер 316 имеет много общего с номером 37.

Ньюанс в том, что искомый полк ("37-й") как раз 10 июля должен был (по Степанюку) прекратить существование, слившись с 316 орап.

МАРК СОЛОНИН:
> 1. Рассказ Долгушина мной цитируется по
> 141. Журнал "Мир авиации", ? 1\ 1992, стр. 26
> 142. Интернет-журнал "Дуэль", ? 28(119) от 13 июля 1999 г., www.duel.ru

Что толку обсуждать с пеной у рта
( а именно так и идет обсуждение на всякого рода "форумах" )
сравнительные ТТХ немецкой MG-FF и нашей ШВАК, если все эти ШВАКи\ШКАССы просто демонтировали с боевых самолетов?!
Какая разница - чем был вооружен 122 ИАП : "ишаками" 24-й или 27-й серии, с М-62 или с М-63 - если все это богатство ( 70 новеньких истребителей ) просто бросили на земле ?!?!?
Ну, перевооружили бы 122 ИАП на новейшие МИГи, или Яки, или Спитфайры,
что с этого изменилось бы?

Изменился бы только состав трофеев, доставшихся вермахту. Вот и все:
? На аэродромах 9 САД им достались МИГи,
? в 11САД - "ишаки" и "чайки",
? а в 10 САД ( у Кобрина ) еще и 20 Яков было...

Не стану огорчать немолодого и заслуженного человека, но Вас спрошу - почему это начальник кафедры ТАКТИКИ считает, что "выход и под удара" это и есть тот ЕДИНСТВЕННЫЙ маневр, для выполнения которого создается истребительная авиация? И если отвод ИАПов от границы – это и есть самое мудрой их использование - то почему не за Урал ? Нет, я не шучу, я конкретно спрашиваю : почему не за Урал ? Если задача в том, чтобы "выйти из под удара" ( как будто речь идет о детском доме ), то чем дальше - тем лучше. Если задача бить противника - то чем ближе к линии фронта расположен ИАП, самолеты которого летают по 30 мин за раз, тем лучше. Почему ни Вы, ни Долгушин не говорите о том, где базировались немецкие истребительные и штурмовые эскадры ?!?!