От Андрей Белов Ответить на сообщение
К Dersu Ответить по почте
Дата 29.09.2009 12:57:06 Найти в дереве
Рубрики WWII; Память; Версия для печати

Re: Скончался ГСС...

>Заслуженный деятель физической культуры Герой Советского Союза Виктор Ливенцев умер сегодня на 92-м году жизни.

Его интервью.(Удивительный был человек. Очень жаль)

— Наше поколение воспитано на Октябрьской революции и героях гражданской войны. Все было направлено на воспитание патриотов, поэтому хотели быть, как Стаханов или Кривоносов. Хотели служить в армии, которая к тому же еще и профессию давала.
До войны Ливенцев успел окончить десятилетку. В 1937 году поступил в Воронежский пединститут. Работал учителем Лискинской средней школы.
В 1938 году был призван в ряды Красной Армии. Так судьба привела его в Беларусь. Службу молодой воин начал в кавалерии — в казачьей дивизии, которая дислоцировалась в Слуцке.

— Мне пришлось понюхать пороха в 1939 году, когда освобождали Западную Беларусь. Нас подняли по тревоге, и мы вышли к границе. Боялся одного — чтобы не убили в первые минуты. Наша 4-я казачья кавалерийская дивизия переходила границу в районе Столбцов, и в первом же бою появились раненые и убитые. Дошли до Гродно, но первыми в город вошли танкисты. Они потом рассказывали, что их забросали бутылками с зажигательной смесью. Два или три танка сгорело. Так и получил боевое крещение. Потом довелось повоевать на советско-финской войне.
Перед самой Великой Отечественной Ливенцев окончил военно-политическое училище, переквалифицировался в пехотинца, служил политруком в минометной роте.

Лето 1941 года. Политрук Ливенцев вместе с другими попавшими в окружение красноармейцами от западной границы идет на восток.
— Мы, офицеры, отчаянно стремились догнать армию. Не сразу поняли, что оказались в окружении. Влившись в колонну, состоявшую из разрозненных частей и подразделений, отходили на восток. Серьезный бой приняли под Волковыском. Потом месяц с боями шли от Гродно до Бобруйска. Попадали в окружение, вырывались из кольца... Когда поняли, что она далеко, стали думать, как выжить и начать борьбу в тылу врага. Населенные пункты были заняты немцами, но еще не обжиты, там не было администрации, полицейских управлений. В общем, оставался шанс. Так я очутился в Бобруйске. В то время под Жлобином еще шли бои. Немцам требовалось большое количество гробов, чтобы похоронить убитых. Однажды на торговой площади услышал, как фашисты агитировали столяров и плотников пойти работать на фабрику по производству гробов. Мы с товарищами решили попробовать. Взяли заготовку, возились целый день, один гроб кое-как соорудили. Затащили его на склад. За работу немец выдал квиток на питание, напечатанный на машинке. Глядя на этот листок, я подумал: а почему бы его не подделать?

У молодого политрука проявился специфический художественный талан: он научился подделывать немецкие аусвайсы. Вскоре группа связалась с местными подпольщиками, и, объединив несколько групп патриотов, Ливенцев возглавил подпольную организацию.
Подпольщики начали принимать сводки Совинформбюро, переписывать их и распространять по городу в виде листовок. Военный Бобруйск был небольшим городом, и после нескольких диверсий стало ясно, что немцы, которые ужесточили паспортный режим и ввели комендантский час, скоро выйдут на след подпольщиков. По предложению В.И.Ливенцева группа ушла в лес и там продолжила борьбу. Всего в декабре 1941 г. около 400 человек было выведено в партизанские отряды Октябрьского района — знаменитую Рудобелку, где фактически с 1942 года была восстановлена советская власть.
С осени 1941 года Виктор Ильич командовал 752-м партизанским отрядом, а в 1942 году стал командиром 1-й Бобруйской партизанской бригады.
Только с ноября 1941 по ноябрь 1942 гг. 752-й партизанский отряд под командованием Виктора Ливенцева уничтожил 26 эшелонов с техникой и живой силой, разгромил 3 немецких гарнизона, ликвидировал 3.423 немецких солдата и офицера.

Летом 1944 года часть бойцов 1-й Бобруйской партизанской бригады влилась в состав 65-й армии генерала Батова. Молодой полковник, которому за полгода до этого было присвоено звание Героя Советского Союза, также не собирался снимать военную форму. Но надо было восстанавливать республику, которая к тому времени стала для Виктора второй родиной…

Виктор ЛИВЕНЦЕВ: «ЭТО БЫЛИ ГЛАВНЫЕ СЛОВА: «ЗА РОДИНУ! ЗА СТАЛИНА!»

- Вы согласитесь с мнением, что сегодня много домыслов о войне?

- Когда после войны мы попадали в другие страны мира, везде преклонялись перед нами как победителями. Победителями были именно мы, советские люди! И мы этим гордились, потому что знали - без нас, без советской армии, советского народа фашизм не был бы побежден. И казалось, что такое отношение к нам будет на века. Но теперь, куда ни приедешь - все прославляют Америку, ее армию и говорят, что в первую очередь Америка победила в этой войне, а СССР лишь участвовал и вклад его незначителен. Это несправедливо, и надо всеми силами, всеми фибрами души сделать так, чтобы правда восторжествовала - это мы победили фашизм!

- Но в любом случае оценка войны, судя по тому, что пишет известный публицист Виктор Суворов в своих военно-исторических книгах, не однозначна…

- Такие, как Суворов, - это изменники Родины! Если он нашу победу превращает в дрянь, если он пишет о ней с издевкой, а наших командующих превращает чуть ли не в палачей, он изменник Родины. Ему не место в нашей стране, эти люди нам не нужны.

- Но Суворов и многие другие оперируют документами…

- Это неправда! Да, мы не были готовы к войне, но молодая советская страна только возродилась после гражданской войны. Накануне войны мы уже имели танк Т-34, но он еще не был в производстве, мы имели самолеты, которые потом принесли нам победу. Мы знали, что будет война, но мы хотели ее оттянуть, хотя бы на год. Тогда бы, наверное, она была совершенно другой.

- Но, по оценкам самых разных людей, война действительно была совсем другой. Например, как писал Василь Быков, «легенда о боевом кличе «За Родину! За Сталина!» имеет во многом пропагандистское происхождение и дошла до нас со страниц военной печати. В неумолчном грохоте боя, среди взрывов и пулеметно-автоматной трескотни трудно было расслышать собственный голос, не то что нелепый, мало соответствующий обстановке призывный клич». Вы кричали?

- Конечно! И только так! Особенно в 1941г. это были главные слова: «За Родину! За Сталина!» Так было! Мы были настолько благодарны Сталину за то, что он создал такую страну!..

- Какую страну?

- Советский Союз! Мы считали, что СССР - это одно из мощнейших государств мира и другого такого нет. Да, мы не видели других государств, мы с ними не сталкивались, но мы были настолько влюблены в свою страну, в каждую ее деталь и были такими патриотами, что считали ее лучшей. Другое дело, что идея Советского Союза не была воплощена так, как нам бы хотелось. Но это не говорит о том, что мы построили не то государство. Весь мир перестроился благодаря Советскому Союзу, даже капитализм стал другим, и его лицо стало другим - намного лучше, намного прогрессивнее по отношению к народу.

- На презентации «Энциклопедии Победы» вы сказали, что были во Франции и других странах, - ваша гордость СССР не была уязвлена на фоне сравнения?

- Да, они жили иначе. Ну и что? Я всегда гордился своей страной. Вы наивный человек и наивно воспринимаете мир. Почему они жили лучше? Германия до войны имела такой промышленный потенциал, который не имело ни одно государство Европы. После того как Германия была разгромлена, Америка насытила ее своими капиталами так, что она не только вернулась на прежние позиции, но и усилила их. А мы из кирпича строили свою страну, и никто нам не помогал.

- Нужно бороться с «попытками ревизионизма итогов войны»?

- Историю не пересмотришь. Победа так и останется победой. И то, что победила Советская армия, так и останется в истории. А всякая шваль, глупость уйдет. Сегодня они выпустили на какие-то деньги какие-то книги - и думают, что сделали историю. Нет, это не история.

Давайте вспомним Кутузова, Наполеона, Суворова. Что о них только не говорили! Но Суворов остался одним из самых солидных и почитаемых военачальников России. Так же будет и с маршалом Жуковым - он останется в истории.

- Несмотря на его, как оказалось, весьма сомнительные полководческие качества, жестокость и огромное количество солдат, погибших под его командованием?

- И это кто говорит о том, что Жуков положил людей? Скажем, я командир бригады, а он маршал СССР. Ни одну операцию он сам не разрабатывал и не проводил. Чтобы разработать операцию, нужно несколько месяцев, штабы, которые бы над ней работали. В подчинении у маршала десятки, сотни генералов, которые осуществляют эту операцию. А он смотрит, оценивает изменения в процессе и принимает решения. Сегодня что-то говорят про Ржев, мол, проигранная операция, но Жуков и генералитет, который разработал операцию, наверное, рассчитывали победить. А оно не получилось. Надо в целом смотреть на ситуацию.

- Кому верить, когда сегодня даже описанный в школьных учебниках подвиг панфиловцев, оказывается, не существовал: и подвиг, и знаменитое «Отступать некуда, позади Москва» - все это выдумано…

- Все это ерунда! Я в это не верю и не поверю никогда!