От Елисеенко Алексей Ответить на сообщение
К В. Кашин
Дата 30.09.2009 07:42:27 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

Re: Давайте по...

Для начала следующее
Монгольский проект стал актуальным, после того, как частям Унгерна удалось выбить из Урги китайцев. История эта длинная, и конец у барона был известным, но именно тогда, ряд здравых умов в РКП (б), прежде всего в Сиббюро, поверили в потенциал красномонгол. В течение 1920-х годов статус Монгольского проекта был неопределенным – его начальный этап удался благодаря старанию отдельных личностей в Коминтерне и РКП(б). Лишь к началу 1930-х гг Монголия стала рассматриваться как важнейший военно-стратегический проект для СССР. Именно тогда произошла смена местной политической элиты, а власть была передана фактически эмиссарам НКВД.

Да. Красные их вырезали, я это не говорю что этот шаг заслуживает восхваления. Но при этом красные успешно решили задачу модернизации.

- Здесь следует сказать о следующем: в монгольском мире того времени была чрезвычайна популярна идея панмонголизма. Известны планы создания некоего супергосударства в составе МНР, ТНР, Бурят-Монголии в СССР. Фактически расцвет панмонголизма был связан с поддержкой его большевиками в 1920-е гг. Приверженцами таких идей были в первую очередь бурятская интеллигенция и большинство ламистких лидеров. Несмотря на то, что большинство процессов против панмонголов были фальсифицированы НКВД, дыма без огня не бывает, в деле была замешена и японская разведка, и китайцы, скорее всего Германия и США.
Поэтому, репрессии именно против ламаизма были направлены в том числе и на уничтожении конкурентной идеи «Великой Монголии», как угрозы и проекту и территории СССР.

Не менее стратегически важным был Синьцзян, который все же слили.

Нельзя проводить прямые параллели между Синьцзяном и Монголией. МНР была признана СССР, как отмечалось выше, была важнейшим военно-стратегическим проектом, в то время как статус ВТР был изначально ниже. Это был один из проектов, в целом провальной для СССР политики второй половины 1940-х гг. Грубо говоря, у СССР не хватало не военных, ни политических ресурсов, для госстроительства в Синьцзяне. В то время как в МНР это было сделано в относительно спокойные для региона десятилетия.

Он сильно интересовал Индию - как колониальную, так и независимую. И на политическом уровне Индия пыталась за него вписываться. Но занятие было уж слишком бесперспективным ввиду дряхлости тибетской государственности.

- Возможно. Но Индия на тот момент не располагала ресурсами для удержания Тибета. Сначала витиеватая британская политика, затем – борьба с Пакистаном.

Мао пришлось убалтывать по новой. Вопрос был в том, что не только китайцы нуждались в СССР, но и у СССР были грандиозные планы в отношении Китая. И если бы Монголия была дряхлым и аморфным образованием вроде Тибета, то решимость СССР защищать ее была бы меньшей, а настойчивость китайцев - большей. Благодаря проведенным красными реформам, ее просто отдать было уже просто невозможно - пришлось бы устраивать целое побоище с большим сопутствующим ущербом и для СССР, и для Китая. Обе стороны это понимали и оставили все как есть.


- МНР не была дряхлым и аморфным образованием не потому, что там был уничтожен ламоизм, и построено псевдогосударство, а потому, что страна фактически была военно-стратегическим объектом СССР, который бы ИВС не отдал Китаю не при каких условиях.
Кроме того, решение Гоминьдана фактически спровоцировало международное признание этой территории.

>
>- Вы всерьез предпологаете, что если бы НОАК вошла в Монголию, ей бы было оказано сверхмощное сопротивление и партизанские отряды массово бы уничтожали китайцев?
Если представить невмешательство СССР? Да, если бы НОАК вошла в Монголию, она бы имела дело ЕМНИП с 80-тысячной армией, вооруженной и обученной гораздо лучше самой НОАК . Для захвата Монголии пришлось бы проводить серьезную военную операцию (особенно с учетом местности) с значительными потерями (с учетом умерших от голода, переутомления и болезней - возможно сотни тысяч), а затем - подавлять сопротивление населения, устанавливать местную админстрацию и т.п. Все это вполне достижимо, конечно, но у китайских коммунистов на тот момент и без того был целый ворох внешних и внутренних проблем. Поэтому и бодаться с СССР из-за Монголии они в полную силу не стали.

- Еще раз: НОАК не вошла в МНР по одной главной причине – СССР. МНРА – фактически придаток СА, находящийся под полным контролем советского руководства.
Альтернатива у китайцев могла быть одна – прямое столкновение с СССР, чего не было ни в Синьцзяне, не в Тибете.

Если бы в Тибете к 1949 г. была жесткая централизованная власть (а не феодальный бардак с взбрыками со стороны панчен-ламы) и регулярная армия хотя бы в 30-40 тыс. чел (а не порнографическая пародия на нее), то он был бы независим и без всяких иностранных войск на своей территории.

- Это вопрос дискуссии, опять же. Без активной внешней помощи великих держав, у Тибета не было никаких шансов.