От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.11.2013 21:18:12 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Бизнес времен "доброй королевы Бесс"

Приветствую!

Вообще начало пути Англии к званию торговой сверхдержавы сильно напоминает фразу из книги «Золотой теленок»: «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем». А что прикажете делать? Мировая торговля тогда, в 1560-е, находилась в руках «великой тройки» - Испания, Португалия и Венеция. Все роли, даже не слишком честные, были поделены, а деньги Англии после правлений Генриха VIII, Эдуарда IV и королевы Марии Тюдор были ну о-о-очень нужны. Дело в том, что финансы Англии были совершенно расстроены, амстердамские купцы давали деньги в долг под немыслимые проценты (до 14 процентов в месяц), по словам современников «королева бедна, государство истощено, знать бедна и слаба. Народ не повинуется, не хватает хороших командиров и солдат. Правосудие не отправляется. Все дорого… В стране внутренний раскол. Угроза войны с Испанией и Францией. Французский король стоит одной ногой в Кале, другой в Шотландии. Стойкая враждебность за рубежом, но нет стойкой дружбы.»
Начало ануса с более-менее легальной торговлей было положено «навигационными актами по-испански» (мы уже описывали это здесь - http://george-rooke.livejournal.com/188144.html). В 1561 году Филипп II запретил перевозку испанских товаров на судах иностранных держав, если испанские суда были доступны в испанских портах. Это, конечно, поддержало, «отечественного производителя» в лице иберийцев, но куда прикажете деваться господам англичанам, которые упорно искали свое место под солнцем? Естественно, процветала контрабанда.
Большие перспективы сулила перспектива торговли с тогда еще «дикой» Московией, тем более - торговый путь туда был открыт Ричардом Ченслором в 1553 году. Но путь в Холмогоры и Архангельск был неудобен – он и так достаточно длинный, а зимой устье Северной Двины перемерзало, и торговля прекращалась. Раз за разом англичанам приходила мысль использовать торговлю с Россией через порты Балтики. Судя по всему первые движения в этом направлении начал тогдашний принц-консорт Англии – муж королевы Марии Тюдор Филипп Испанский. Да-да, тот самый, будущий король Испании и правитель первой по величине Империи мира. И тут – вот удача! – Айвен Террибль решил пробиться к Балтике и в январе 1588 года начал Ливонскую войну! (подробнее, я думаю, об этом расскажет камрад http://thor-2006.livejournal.com) Это как нельзя лучше отвечало чаяниям англичан. Естественно со стороны англичан действия русских получили полную поддержку – запахло деньгами, а деньги недавно (17 ноября 1558 года) взошедшая на трон Елизавета I Английская пропускать мимо себя не любила. Весной Айвен захватил Дерпт и Нарву – теперь Московия получила порты на Балтике. Уже летом 1558 года агент Московской компании Томас Элкок (Thomas Alcock) прибыл в Москву с предложением торговать через балтийские порты. Грозный царь дураком не был, и договор был подписан очень быстро и в Россию потекли… товары военного назначения, что очень напрягло Польско-Литовскую Унию, Швецию, Данию, да и весь восток Священной Римской Империи в принципе. Император Фердинанд I в гневном письме перечисляет, что Англия поставляет в Россию ружья, мелкозернистый порох, пушечное железо, амуницию, зажигательные смеси (fire oil) и т.д. Действительно, а что еще Англия могла предложить? Извините, тогда более ценилось испанское и фламандское сукно, изделия итальянских оружейников и т.д. Англия тогда была не периферии «мастерских мира» и ее товары банально не пользовались спросом. А вот военного снаряжения Айвену не хватало, и за оружие и припасы он готов был платить деньги. Все просто.)))
Продолжалась эта вакханалия примерно до 1561 года. К тому времени Ревель захватили шведы (1560 год), чуть ранее (1559-й) датчане высадились на островах Саарема и Муху, дележ «Ливонского наследства» шел полным ходом, «пилили все». В связи с этими событиями против английских торговцев возникла стройная коалиция помирающей Ганзы, датчан и шведов. И гром грянул в 1565 году, когда датский король Фредерик II (взошедший на престол в 1559 году) специальным указом закрыл Зунд и Бельты для английских купцов, найдя «дежурное» обвинение, что мол, «англичанка» шведов оружием снабжает, а те только спят и видят, подлецы эдакие, дабы оторвать кусок от датской Эстляндии, Норвегии или вообще самой Дании. Вполне возможно, вделе была замешана и Испания, поскольку Филипп II, ставший уже королем Испании, теперь усиление торговых позиций Англии не приветствовал.
Елизавета была в шоке – только-только наладили сбыт пусть не такого «приличного», но все-таки довольно окупаемого товара в новую страну, получили там преференции – и тут на тебе! Пробовали, было, любимую контрабанду – но датский флот показал, что шутить не намерен, и несколько кораблей были просто захвачены и конфискованы вместе с товарами и деньгами.
Беда не приходит одна. Торговля Англии с Фландрией была налажена аж с 15 века и приносила невиданные барыши. Островитяне поставляли неотбеленное полотно в Голландию, либо покупали там готовый текстиль и перепродавали его в Северной и Южной Европе. Естественно, от эмбарго пострадала и английская королевская казна – эмбарго пробило в ней гигантскую брешь.
То есть с разницей в полгода закрылись практически основные рынки сбыта! Господа нынешние бизнесмены, вот ваши действия в этой ситуации??
Естественно начинаются поиски обхода «новых правил торговли», и не очень честные и законные с точки зрения мировых воротил торговые операции. Начинаются шашни с берберийскими пиратами ( http://george-rooke.livejournal.com/186787.html), попытки доставок рабов в Новый Свет, каперство и корсарство. То есть вышибленная с легальных торговых рынков Англия ушла в криминальный или полукриминальный бизнес. Но поскольку гарантом «легального бизнеса» тогда была Испания – получалось, что Англия вредит прежде всего именно Испании.
Собственно, вот такое видение вырисовывается.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота