От realswat Ответить на сообщение
К All
Дата 26.11.2013 12:57:40 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; ВВС; Версия для печати

Заметки по итогам чтения R.C. Nesbitt Strike Wings

Название книги всплыло в теме о противокорабельных возможностях палубной авиации 50-х:

https://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/2520/2520473.htm

(правда, с архивом что-то случилось, и я вижу только заголовки)))

Полное название книги Strike wings. Special anti-shipping squadrons,1942-1945. В основном речь идёт о действиях двух ударных авиакрыльев - North Coat Wing (143, 236 и 254 эскадрильи RAF) и Wick Wing (144 и 404 эскадрильи RAF). Содержится ряд подробных описаний воздушно-морских боёв (к сожалению, не всех, что затрудняет самостоятельный статистический анализ данных) и книга в целом must have. Кроме того, думается, что действия на море в Европе в 1943-1945 гг. должны были бы стать главной темой исследований советских специалистов, ибо расклад сил был близок к тому, который мог сложиться в случае конфликта СССР и свободного мира в 50-х или 60-х. К сожалению, на тему 1943-1945 гг. написано не так много (если не говорить о стратегических десантах союзников или Битве за Атлантику), почему книга кажется ещё более ценной. Есть неточности и ошибки, некоторые из которых реально вгоняют в ступор при том, что автор работал с документами обеих сторон и приводит в ряде случаев даже такие редкие сведения, как расход зенитных боеприпасов немецкими кораблями.
North Coat Wing в 1943-1944 главным образом «работало» по конвоям у берегов Голландии. «Стандартный» состав ударной группы: ~20 «бофайтеров» для подавления ПВО и ~10 «бофайтеров» с торпедами для уничтожения транспортов. Весной 1943 г. штурмовые «бофайтеры» обычно несли 2 250-фн бомбы, во второй половине 1943 г. использовали ракеты (по 8 штук) с 60-фн фугасной боевой частью, позже - те же ракеты с 25-фн проникающей боевой частью. Обычно стремились обеспечить сильное прикрытие (до 50 истребителей). Сравнительно небольшое расстояние до цели (около 300 км) позволяло проводить подробные «брифинги», иногда перед атакой успевали изучить даже фотографии конвоя, добытые разведывательными самолётами.
В заключении приводятся интересные сводные данные по действиям этого крыла в апреле-августе 1943 г., составленные после войны British Bombing Survey Unit. Отмечено, что для уничтожения «среднего» транспорта в 3 000 т требовалось 120 вылетов (радикальное отличие от того, что творилось с японскими конвоями у Гуадалканала) и потери составляли 1,9 «бофайтера». При этом британцы вычислили, что затраты противника составляли 8 600 человеко-месяцев (стоимость корабля и груза, стоимость простоя в порту), а собственные затраты – 3 000 человеко-месяцев (стоимость самолётов и обслуживания). Таким образом, с точки зрения войны на истощение действия были эффективны. Соответствующий временной промежуток выбран не случайно: именно в августе 1943 г. был поставлен вопрос о целесообразности действий North Coat Wing. Сам начальник Coastal Command усомнился в целесообразности действий против немецких конвоев: с апреля потоплено только 10 судов (реально 6 транспортов, 1 тральщик, 4 «вооружённых траулера» – Vorpostenboote, Vp), а в то же время потребовалось 60 первоклассных самолётов с экипажами, и наземный персонал - 72 офицера и 1309 нижних чинов. Предлагалось перенацелить крыло на подлодки в Бискайском заливе, но обошлось.

Теперь по тому, что интересно было персонально мне.
1. Размытое понятие «превосходства в воздухе». Несмотря на то, что к весне 1943 г. у союзников уже было то самое «превосходство», активность North Coat Wing сковывалась дефицитом истребителей – в результате в 1943 г. крыло совершало в среднем 2 атаки в месяц против 5 по плану. При этом ничего страшнее четвёрки истребителей над конвоем встретить было нельзя. Если же решались на акции без прикрытия, бывали проблемы. Интересный эпизод имел место 1 мая 1943 г. – крыло в составе 31 самолёта полетело искать возвращающийся из Норвегии в Германию крейсер «Нюрнберг», но нашло только немецкие истребители, которые сбили 3 торпедоносца и 2 штурмовика. Впрочем, ещё более впечатляющая история случилась 9 февраля 1945 г. (!). Она получила название Black Friday и удостоилась кошерной статьи в Википедии
http://en.wikipedia.org/wiki/Black_Friday_%281945%29
2. Нестабильность результатов атак. Несмотря на постоянство сил атакующих и противника, результаты могли колебаться от «потоплены 2 транспорта, без потерь» до «суда конвоя отделались лёгким испугом, сбиты 2 «бофайтера»». Спрогнозировать результаты каждого конкретного вылета было сложно, усреднение работало только на длинных дистанциях, что приемлемо для «борьбы на истощение», но не годится в случае «сейчас или никогда». Например, в описанном выше случае с «Нюрнбергом»
3. Эффективность подавления ПВО. Собственно, именно в этом контексте начал смотреть книгу, но каких-то глобальных выводов по интересующему вопросу сделать не удалось. Те детали, что есть, не очень впечатляют. Например, во время атаки 22 июня 1943 г. 60-фн ракета ранила 3 человек из расчёта 88-мм зенитки Vp1108, другая такая же ракета убила 7 и ранила 3 человек из расчёта 37-мм автомата Vp2202. То есть попадания в район открытых установок вызывали ожидаемые результаты, однако сделать выводы о точности стрельбы и количестве таких попаданий в случае типа «20 американских ИБ против крейсера пр. 68бис» сложно.
По strafing’у примерно то же самое. Хотя результат обстрела прорывателя блокады «Пьетро Орсиоло» впечатляет: 60 попаданий 20-мм снарядами, 1 убитый. При том, что корабль имел зенитное вооружение, вёл интенсивный огонь и сбил 1 самолёт. Кстати говоря, схожие результаты давал обстрел британских кораблей аргентинскими самолётами в 1982 г.
4. Эффективность ракет против кораблей. Звёздным часом «бофайтеров» стал «август 44-го» (с). Остатки немецкого флота во Франции получили сполна. Было так:
6 августа – 11 «бофайтеров» потопили эскортный корабль SG-3 (Jupiter) стандартным водоизмещением 1372 т
8 августа – 24 «бофайтера» потопили 4 тральщика (М-366,М-367, М-428, М-438)
12 августа – 24 «бофайтера» тяжело повредили прорыватель заграждений Sperrbrecher 7, который позже добили крейсером «Диадем», эсминцы «Онслоу» и «Пиорун»
13 августа – 19 «бофайтеров» потопили прорыватели заграждений Sperrbrecher 5 (6128 т) и Sperrbrecher 6 (5339 т)
14 августа – 14 «бофайтеров» потопили брандвахту Le Leroux
20 августа – 22 «бофайтера» потопили тральщик M-4214 и траулер Vp409
24 августа – 20 «бофайтеров» потопили эсминец Z-24 и миноносец T-24
Во всех случаях самолёты использовали ракеты с 25-фн проникающей БЧ. И ничего подобного не было ни до, ни после, ни во время – в том же августе были атаки на конвои у Норвегии и Голландии. Гибель даже небольшого боевого корабля в результате попаданий ракет и пушечного обстрела оставалась редкостью. Нескольких попаданий зачастую не хватало даже для них. Например, 26 января 1944 г. Vp5908 получил 2 60-фн ракеты в машинное отделение, пушечный обстрел вызывал взрыв готового к стрельбе БК 88-мм зенитки, были так же повреждены надстройки, и в корабль попали ещё 2 ракеты, которые не взорвались. В итоге 2 убитых, 11 раненых, потерял ход - но таки не утонул. Во время двух больших атак на конвои 15 июня и 8 августа были повреждены 7 тральщиков и 5 охотников за подводными лодками, но потоплен только 1 тральщик – правда, ракет расходовалось сравнительно немного.
Если же говорить про атаки на эсминцы, то 6 июня 1944 г. 16 «бофайтеров» с пушечным вооружением и 13 «бофайтеров» с 25-фн ракетами приложили эсминцы Z-32 и Z-24. Автор книги описывает повреждения кораблей как серьёзные (к сожалению, число попаданий ракет в Z-32 охарактеризовано просто как several, относительно Z-24 употреблён ёмкий термин peppered with cannon and rocket hit), однако через 36 часов после атаки эсминцы отправились топить флот вторжения у берегов Нормандии: этот факт указывает на что угодно, кроме «серьёзных повреждений».
Словом, сложилась конспироложская версия – немцы не усердствовали в борьбе за живучесть обречённых кораблей (а в августе 1944 г. всё, что осталось во Франции, было обречено), предпочитали дать им утонуть от атаки противника. Это, конечно, мысли вслух. В принципе, соотношение сил, то, что в ряде случаев корабли стояли на якоре, а так же то, что британские пилоты были уже закалёнными асами, так же может неплохо объяснить успехи, за исключением гибели Z-24.
В то же время стоит заметить, что осенью 1944 г. американская палубная авиация не налегала на ракеты (за время сражения в заливе Лейте израсходовано 657 штук – британцы тратили по 150-160 за одну «стандартную» атаку), а аргентинцы почти не использовали их в 1982 г. Это кажется удивительным на фоне замечательных результатов, которых добились «бофайтеры» 6-24 августа 1944 г.