От Николай Поникаров Ответить на сообщение
К Д.И.У. Ответить по почте
Дата 16.04.2015 12:08:46 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Re: Кочь

День добрый.

>>>Коч - это упрощенный и уменьшенный локально-специализированный вариант когга - наиболее массового позднесредневекового (13-15 вв.) судна балтийско-северного ареала.
>>
>>Общего между коггом и кочем - только обшивка внакрой.
>
>Учитывая, что "когг" - более, чем общий термин (фактически просто "торговый парусник северного средневековья"), общность клинкерного метода имеет принципиальное значение.

А коч в первую голову не торговый, а промышленный. Отсюда невысокий борт, и вообще малые размеры. Размер для деревянного судна имеет огромное значение - перейти от судов длиною в одно дерево (как киль, так и доски обшивки) к судам, где деревья стыкуются по длине, очень непросто.

>Точнее было бы сказать, что коч - некий отдаленный и боковой потомок когга, к тому же выродившийся и по размерам, и по технологиям.

Не уверен, что линия развития такая. Скорее коч произошел от лодьи (по сути дракара) путем упрощения и упрочнения конструкции.

>>Одновременно с кочами, и даже до кочей на Русском Севере были суда с обшивкой вгладь - лодьи. Всякому судну своя ниша.
>
>Везде в Интернете пишут, что ладьи были тоже клинкерными. Но ближе к драккарам, чем к коггам.

Были и лодьи "по-дощаничному", т.е. обшивка вгладь, на нагелях или гвоздях.

С уважением, Николай.