От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Николай Поникаров
Дата 15.04.2015 21:46:51 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Re: Кочь

>>Коч - это упрощенный и уменьшенный локально-специализированный вариант когга - наиболее массового позднесредневекового (13-15 вв.) судна балтийско-северного ареала.
>
>Общего между коггом и кочем - только обшивка внакрой.

Учитывая, что "когг" - более, чем общий термин (фактически просто "торговый парусник северного средневековья"), общность клинкерного метода имеет принципиальное значение.
Точнее было бы сказать, что коч - некий отдаленный и боковой потомок когга, к тому же выродившийся и по размерам, и по технологиям. Когг в 15 в. по оснастке и обводам вплотную подошел к караккам и каравеллам, осталось только выкинуть клинкерный метод, а коч, напротив, кое в чем конструктивно откатился к ранним драккарам.

>>Главная особенность всех этих судов - клинкерный метод постройки, т.е. от киля из толстых досок (идеально - мореного дуба) внакрой снизу вверх, без шпангоутов либо с их минимальной ролью.
>
>У коча мощные шпангоутные рамы, днищевая и бортовая ветви соединяются кокорою (или весь шпангоут из кокоры). Верхние и нижние бимсы (перешвы) при небольшой глубине трюма.

Когг тоже мог иметь шпангоуты, но роль их уменьшалась, порой до исчезновения, если он делался из особо прочных больших гнутых досок мореного дуба.
Производителям коча, хотя и более поздним, такие доски были недоступны, и в его конструкции видна архаизация - сходство с ранними драккарами. Они тоже делались клинкерным методом, но из более мелких и тонких досок (часто не из дуба, а из сосны или липы), и потому больше нуждались в шпангоуте - как раз из сосновой кокоры. И скреплялись лыковыми веревками (почти что "вицей") и нагелями.

>>Доски скрепляли железными гвоздями и скобами (по крайней мере, в 14 в на Балтийском и Сев. морях); поморское скрепление веревками через отверстия и шипами-пазами было откатом совсем уж в убогую древность.
>
>Не веревками, а вицами. По сути согласен - метод для нищих, экономящих металл.

Между прочим, точно такой же метод крепления был на Индийском океане, когда туда пришли португальцы в конце 15 в. Только не кручеными ветками, а пальмовыми веревками. Португальские гвозди показали себя много крепче, хотя сама древесина арабо-индийских доу (или дхоу) была превосходна.

>> Но в беломорском медвежьем углу смог продержаться до начала 18 в.
>
>Одновременно с кочами, и даже до кочей на Русском Севере были суда с обшивкой вгладь - лодьи. Всякому судну своя ниша.

Везде в Интернете пишут, что ладьи были тоже клинкерными. Но ближе к драккарам, чем к коггам.