От Николай Поникаров Ответить на сообщение
К Д.И.У. Ответить по почте
Дата 15.04.2015 16:42:35 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Re: Кочь

День добрый.

>Коч - это упрощенный и уменьшенный локально-специализированный вариант когга - наиболее массового позднесредневекового (13-15 вв.) судна балтийско-северного ареала.

Общего между коггом и кочем - только обшивка внакрой.

>Главная особенность всех этих судов - клинкерный метод постройки, т.е. от киля из толстых досок (идеально - мореного дуба) внакрой снизу вверх, без шпангоутов либо с их минимальной ролью.

У коча мощные шпангоутные рамы, днищевая и бортовая ветви соединяются кокорою (или весь шпангоут из кокоры). Верхние и нижние бимсы (перешвы) при небольшой глубине трюма.

>Доски скрепляли железными гвоздями и скобами (по крайней мере, в 14 в на Балтийском и Сев. морях); поморское скрепление веревками через отверстия и шипами-пазами было откатом совсем уж в убогую древность.

Не веревками, а вицами. По сути согласен - метод для нищих, экономящих металл.

>Поэтому кочи не могли быть удобными судами для перетаскивания волоком, в принципе. Они были тяжелее "насадов" волжского типа 16 в. и далее. Их преимуществом были простота и ледостойкость.

Насад потонет в Ледовитом океане.

> Но в беломорском медвежьем углу смог продержаться до начала 18 в.

Одновременно с кочами, и даже до кочей на Русском Севере были суда с обшивкой вгладь - лодьи. Всякому судну своя ниша.

С уважением, Николай.