От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 21.04.2015 19:36:46 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

"Игры по-взрослому в Балтийской луже", начало

Приветствую!

Балтика, Балтийское море….

Надо сказать, что если Средиземноморье было колыбелью южноевропейской цивилизации, то Балтика – это колыбель северных цивилизаций и народов. Это мелководное и малосоленое полуозеро на окраине Европы долгое время служило предметом споров как среди государств, его окружавших, так и среди тех, кому путь к этим странам был жизненно необходим. Если история Средиземноморья и Леванта – это чаще всего история цивилизаций, то история Балтики – это история торговли и войн.

Вообще, само название «Балтийское море» (mare Balticum) укрепилось только в русском и польском языках, а также в языках стран Западной Европы (испанский, португальский, английский, французский, итальянский, все, кроме голландского). Датчане, шведы, немцы и финны называют его Восточным морем (Oostzee, Ostsee, Östersjön, Itämeri).

Вызвано это расхождение значимостью латыни и латинских источников в разных странах. Страны-наследницы Римской и Византийской империй естественно внимательно штудировали того же Плиния Старшего, где он в «Historia naturalis» пишет: «Ксенофонт Лампсакский сообщает, что на расстоянии трёх дней плавания от скифских берегов находится остров под именем Балтия, безграничной величины, тот же самый, который Пифей называет Базилия». Рассказывается также, что этот остров богат янтарём и что его жители с большой выгодой продают этот ценный материал соседям-германцам.

Естественно, что было совершенно непонятно, о каком таком острове идет речь, но сложить два плюс два - главное место добычи янтаря и название «Балтия» - сумели, отсюда и назвали весь регион Балтией, а море – Балтийским.

Дания, Швеция, Финляндия и отчасти Германия (варварские земли) римских традиций не придерживались, и именовали море согласно своим устоям. Иногда по названию народов, населявших Балтику (в разные времена – Сарматское, Варяжское, Немецкое, Свейское), иногда по расположению относительно своей страны (Восточное, Северное).

Католическая церковь и христианство, опиравшиеся на римских теологов, смогли ненадолго поколебать самоназвания, и уже в XI веке немецкий хронист каноник Адам Бременский ввёл в употребление ряд латиноязычных вариантов {«Balticum/return», «Balticum mare», «Balticum mare vel Barbarum», «Balticus sinus» и так далее). Однако в скандинавских странах и Германии традиция оказалась сильнее, чем латинские нововведения.

Средневековая Европа по-настоящему открыла для себя Балтику в XII веке, поскольку образовавшимся крупным государствам стали необходимы ресурсы и товары, которые страны Балтийского моря могли предоставить. Главным локомотивом балтийской торговли в тот момент стала Германия, которая с одной стороны, имела порты на Балтике, а с другой – большие финансовые активы виде собственно германских (Гоцлар, Брауншвейг-Люнебург, Фрайбург), а также богемских и чешских серебряных рудников (Кутна-Гора, Пршибрам). Поэтому неудивительно, что именно Германия, а вернее – Ганзейский союз стал тем самым главным аккумулятором и перепродавцом товаров поступающих из балтийского региона. Главной ганзейской резиденцией стал Любек, а главным банковским центром – Гамбург. В период расцвета Ганзейская лига насчитывала в своем составе около 200 городов, раскинулась она широко и добротно – от русских Новгорода и Ладоги до бельгийского Брюгге и английского Лондона. Купцы и банкиры Ганзы успешно боролись и выкидывали с рынков венецианцев, генуэзцев, ломбардцев, даже евреи – и те не могли конкурировать с немецкими купцами. XII-XIV века – период расцвета Ганзейского союза. Но вскоре значение Ганзы начало падать. И связано это было с появлением, ростом и укреплением национальных государств на берегах Балтийского моря. Следует понять, что до этого момента все эти сеньории, феоды, марки, княжества и т.д. играли роль колоний, из которых немецкие купцы задешево выкачивали ресурсы и товары, и перепродавали, накручивая до 1000% прибыли, в Западную Европу. Естественно, появившиеся национальные государства такой практике рады не были. Какое-то время Ганзе удавалось играть на противоречиях разных стран, но чем крепче становились эти государства, тем меньше становилось пространство для маневра у Ганзы, и тем быстрее падала ее роль.

Первой с Ганзейской лигой вступила в конфликт Дания, где в XII веке закончились междоусобицы, а в XIII веке появилась все более крепнущая королевская власть. К концу XIV века Дания, объединившая в Кальмарскую унию Швецию, Норвегию, Финляндию и Прибалтику, стала самым непримиримым врагом Ганзы, и немцы, чтобы удержать господствующее положение на Балтике, приложили все силы, чтобы расколоть страну, и поддержать сепаратизм на отдельных ее территориях.

Именно с этой эпохи – эпохи возникновения ключевых игроков на Балтийском море – мы и начнем свое повествование. Хронологически мы решили охватить три века балтийской истории – с 1500 по 1815 год. Вызвана такая хронология следующими обстоятельствами – в начале XVI века появилась Швеция, в середине 1500-х годов на Балтике громко заявили о себе Речь Посполитая и Московское царство, ярким метеором блеснуло герцогство Курляндское. Балтикой всерьез заинтересовались голландцы и англичане, чующие прибыль за версту, а основные игроки были готовы вести долгие и кровопролитные войны, призом в которых был контроль на Балтийском море и контроль торговых, и как следствие – денежных - потоков. Это была жестокая борьба, но для нас, для России, для российской истории, эта борьба стала, пожалуй, самой важной борьбой, которую мы вели. В конце концов, мы выиграли эту гонку, мы смогли стать и военными, и торговыми гегемонами на Балтике, и во многом именно благодаря выигрышу в этой борьбе мы стали тем, кем стали.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота