От Prepod Ответить на сообщение
К Вулкан Ответить по почте
Дата 22.12.2015 12:04:00 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Современность; Версия для печати

А тема-то, как ни странно, очень даже топичная -))

>Приветствую!

>А чем отличается панисламизм от пантюркизма?

Пантюркизм явление вообще молодое, родственность народов, говорящих на похожих языках осознавалась с древности, но как идеологическая доктрина пантюркизм это 19 век. Об этом не очень принято говорить, но современный идеологический пантюркизм есть не в последнюю очередь следствие примененных англичанами в Крымскую войну передовых социальных технологий мобилизации национального меньшинства (крымских татар) в своих интересах во время военной кампании. Технология была обкатана в колониях, она достаточно сложна, сложнее римского "разделяй и властвуй" и сработала очень неплохо, проблемы имеются до сих пор, хотя до этого крымчаки были в целом лояльным империи народом, хотя и не без эксцессов. Так вот, одной из составляющих было педалирование родственности крымских татар и османских турок, тем более что родство языков было очевидно каждому, а история чем было Крымское ханство и какова была в этом роль ОИ, также крымчаками воспроизводилась в поколениях. Что характерно, турки в тот период пантюркизмом не страдали, статус султана как халифа и верховного суннитского лидера официально перекрывал все этнические различия и, напротив, родство, суннит - слава Аллаху, чем больше суннитов под сукой султана, то есть под единой светской и религиозной властью - натурально как заповедовал Пророк - тем лучше (панисламизм в своем частном локальном проявлении). Так вот война закончилась, но семена посеяны и дали всходы. Я не утверждаю, что без Крымской войны пантюркизм бы не родился и не утверждаю, что "англичанка гадит", но факт есть факт - современный пантюркизм родился в Крыму. Сперва крымчакская интеллигенция, потом казанско-татарская, в конце 19 века рефлексировали о месте своих народов в мире, и близость к туркам-османам была не самой плохой с их точки зрения концепцией. Пантюркизм - есть продукт рефлексии интеллигенции тюркоязычных народов Российской Империи - это медицинский факт. Потом, сильно потом, в конце 19 - начале 20 века идеи получили распространения собственно в Турции и были на официальном уровне подхвачены младотурками, ну и Мустафой Кемалем, правда в измененном и локализованном виде - не мутлу тюркюм диене - революционная по тем временам концепция, как ни парадоксально, но концепция национального турецкого государства и наличия турецкого народа в современном понимании отчасти выросла из концепции пантюркизма. Характерна в этой связи судьба Юруфа Акчурина он же Юсуф Акчура - казанский татарин, но идеолог турецкого национализма, турецкого!!! Карл! -))) При этом не надо забывать, что пантюркизм по причине специфического генезиса имеет и исламскую составляющую, не исламисткую, а именно исламскую, как часть тюркской самоидентификации, в пику окружающему православному большинству в РИ и РФ (не будем лукавить - фактор никуда не делся) и в качестве правопреемства от прежней идентификации подданных султана-халифа в Турции - полностью отринуть религиозную составляющую идентификации в Турции невозможно даже сейчас, и тем более было невозможно при Мустафе Кемале.
Вот так примерно обстоят дела с пантюркизмом.