От realswat Ответить на сообщение
К Паршев
Дата 13.11.2015 13:17:37 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Re: к вопросу...

>О невозможности подавать сигналы пишет начштаба Рожественского - почему-то это ему было важно отметить.

Понятно, что это было важно в ситуации, когда "Суворов" вышел из строя, а Рожественский был ранен, кто ж спорит.

>А в результате вот и было "управление маневрированием головного",

Просто чтобы прояснить. "Управление маневрированием головного" в тот момент не то что не "отсутствие искры военного таланта" (с), это - передний край тактической мысли. Ибо:
1. Увеличивало скорость управления. В случае с флажным сигналом длинная цепочка (команда адмирала - набор флагов сигнальщиком - подъём сигнала флагманом - разбор сигнала на других кораблях - набор флагов на других кораблях - репетование сигнала другими кораблями - спуск сигнала и, соответственно, переход к исполнению) занимала несколько минут, при хорошей подготовке и живых сигнальщиках.
2. Увеличивало устойчивость управления.
3. Увеличивало скрытность управления (да).

И это было отнюдь не очевидным, но верным решением. Вот Вильсон (автор того времени, писавший до Цусимы):

О том, какое место должен занимать командующий эскадрой во время боя, много спорили. В Лисском сражении, перед самой атакой австрийцев, Персано решил выйти из строя и занять место в стороне, чтобы лучше передавать свои приказания. Но так как он при этом сделал ошибку, не известив свои корабли сигналом о предполагаемой перемене места, то результат получился самый печальный. Неоднократно указывалось, что адмиралу весьма опасно переходить на небольшой корабль или же оставаться с резервом, так как в таком случае он становится простым зрителем и не в состоянии перестроить флот немедленно, если это потребуется обстоятельствами. Примеры Фаррагута при Гудзоне, Тегетгофа при Лиссе и Нельсона в Трафальгарском сражении — хорошие прецеденты для того, чтобы считать, что флагманские корабли должны быть головными. Теперь адмиралу труднее воодушевлять эскадру своим примером, чем прежде, когда корабли держались близко друг от друга, и находиться на палубе было сравнительно безопасно. Однако если его личный героизм не может быть увиден всеми, то зато все могут видеть, как действует флагманский корабль. Заняв в строю место головного, он может вести сражение без сигналов, по одному только приказу «следовать движениям адмирала», и маневрирование подобного рода неоднократно производилось английской эскадрой Средиземного моря, под командованием адмирала Трайона.

Вот Макаров:

Адмирал Ито в сражении при Ялу разделил свою эскадру на два от­ряда, и каждый отряд был в строе кильватера. Сигнал, которым адмирал Ито указал действия второму отряду, был понят ошибочно, что отчасти подтверждает высказанное нами мнение о том, что на сигналы в бою труд­но рассчитывать. Какие соображения заставили адмирала Ито построиться в линию кильватера, мы не знаем, но полагаeм, что он руководился той мыслью, что надеяться нa успешное сигналопроизводство невозможно, a единственный строй, в котором можно управляться без сигналов, есть кильватерная колонна. Мотив этот весьма веский, и какие бы преимуще­ства оcтальные строи ни имели, все — таки строй кильватера останется самым практичным и удобным для боя. Мы не видим, как адмирал будет руково­дить сpажением, если эскадра его построена в какой — нибудь другой строй, кроме кильватеpа. Перестроения делаются сигналами, и перед сражением можно делать всякие эволюции; во время сражения сигналы тоже возможны, но лишь те, разбор которых не столь спешен и не столь важен. Если какое — нибудь из судов не разберет общего обыкновенного сигнала, то это не поведет к катастрофе, и сигнал можно спустить, если даже не все его разобрали. Напротив, эволюционные сигналы надо выдерживать, пока все не ответят, иначе может произойти столкновение судов c гибельными по­следствиями.

Ha основании всего сказанного выше мы пришли к тому убеждению, что единственный строй, в котором эскадру больших судов можно вecти в бой и движениями которой можно руководить во время боя, есть кильватер
.

>когда вся эскадра под расстрелом крутилась за "Суворовым" в неуправляемой циркуляции.

Этого не было.

>Может это и не повлияло на результат, не знаю, не флотофил.

Соответственно, на результат не повлияло.