От Евгений Путилов Ответить на сообщение
К Евгений Путилов
Дата 24.05.2016 10:13:12 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

о медпомощи, включая эвакуацию раненых поездами

По опыту Великой Отечественной войны, из числа санитарных потерь в войсковых и армейском районах до окончательного исхода лечилось около 38 %, а во фронтовом районе — .примерно 21 %, т. е. в пределах действующей армии —до 59 % раненых и больных. Число раненых и больных, эвакуированных из действующей армии, в различ¬ные периоды войны изменялось. Решающее влияние на эти изменения оказывала оперативно-стратегическая обстановка па фронтах.
Так,в первый период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.— 18 ноября1942 г.) условия обстановки требовали быстрей¬шей массовой эвакуации раненых и больных в лечебные учреждения глубокого тыла страны. Это было связано с вынужденным отходом Красной Армии, а также недостатком сил и средств медицинской службы. Армии и даже фронты в первые месяцы войны в связи с быст¬рым продвижением противника часто не имели (возможности развер¬тывать свои госпитальные базы, а развернутые —поспешно свертыва¬лись и отводились.Показания к эвакуации раненых и больных за пре¬делы фронта расширялись. В 1941г. из общего числа раненых и больных более 54 % было эвакуировано в тыл страны.
Во втором (19 ноября 1942 г. — конец 1943 г.) и особенно третьем (январь 1944 г. —9 мая 1945 г.) периодах Великой Отечественной войны в условиях решительных наступательных операций Красной Армии объем эвакуации раненых и больных в тыл страны на различ¬ных фронтах сократился до 25—30 % общего числа раненых и больных.
В госпитальные базы тыла страны за период войны поступило: пораженных —84,1 %,больных—15,9 %. Среди пораженных раненые составляли 79,9 %, обмороженные —'2,6%, 'контуженные—1,3%, обож¬женные—0,3%

эвакуация раненых и больных по воздуху в основном огра¬ничивалась случаями, когда использование железнодорож¬ного транспорта было невоз¬можно или крайне затруднено. В табл. 11.3 представлены наиболее характерные условия и масштабы эвакуации по воз¬духу. За все годы войны объем эвакуации раненых и больных по воздуху на всех ее участках (не только за пре¬делы фронта) составил 10— ( 13 % общего числа эвакуируе¬мых всеми видами транспорта. Большая роль в эвакуации по воздуху принадлежала авиа¬ции гражданского воздушного флота, которая обеспечила перевозку около 350 000 ране¬ных п больных.

По железной дороге эвакуация ране¬ных и больных осуществлялась постоянными, временными военно-санитарными поездами и военно-санитарными летучками. Постоянные ВСП использовались в основном для эвакуации раненых и больных из гос¬питальных баз фронтов в госпитальные базы внутренних районов страны. Их формировали, как правило, из четырехосных пассажирских вагонов. В пассажирских вагонах, предназначенных для перевозки тяжелораненых, внутреннее оборудование заменяли специальными при-способлениями—станками, на которых размещались в два или три яруса носилки для раненых и больных. Всего постоянный ВСП при¬нимал от 400 до 500 раненых и больных.
Временные ВСП предназначались для эвакуации раненых и боль¬ных на короткие расстояния,главным образом из госпитальных баз армий в госпитальные базы фронта. Они состояли из постоянной части н переменной, придаваемой лишь на время следования поезда с ране¬ными и больными. Во временном ВСП можно было разместить до 860раненых и больных.
В 1942 г.в дополнение к постоянным .и временным ВСП в армиях и фронтах было разрешено формировать ВСЛ. Их использовали глав¬ным образом для эвакуации раненых и больных в пределах армейского и фронтового тыловых районов. Основу ВСЛ составляла постоянная часть вагонов. Переменная часть ВСЛ включала от 20 до 40грузовых двухосных вагонов, которые предварительно оборудовались обычным воинским настилом. В зависимости от числа вагонов емкость ВСЛ составляла500—600 раненых и больных и более.
Таким образом, основным средством эвакуации за пределы фронта были постоянные ВСП,которыми, как уже указывалось, за 4 года войны было перевезено 97 % всех эвакуированных в тыл страны ране¬ных и больных. На железных дорогах курсировало294 постоянных военно-санитарных поезда, приписанных к управлениям распредели¬тельных эвакуационных пунктов (УРЭП). Однако это количество не обеспечивало фактической потребности в эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов, поэтому для этой цели нередко исполь¬зовались ВВСП и ВСЛ.
Постановлением ГКО № 466 от 12 августа 1941 г. для ПВСП была установлена маршрутная скорость400—450 км в сутки. Однако боль¬шинством ПВСП эта скорость не выдерживалась. По данным различ¬ных распределительных эвакопунктов и Центрального управления ВОСО, скорость движения ПВСП в 1942—1943 гг. колебалась в раз¬ные месяцы в среднем от 200 до 250 км в сутки.
В1941 —1942 гг. в длительные рейсы ВСП, как правило, не направ¬лялись.Большинство ВСП выполнило в этот период по 4—5 и даже 6 рейсов за месяц. Во втором н третьем периодах войны в связи с резким возрастанием протяженности путей эвакуации и радиуса дей¬ствия ПВСП сроки пребывания груженных ПВСП в пути следования значительно возросли и составляли 10—15 и более суток (1—2 оборота поезда за месяц).
В послевоенный период взгляды на использование военных санитар¬ных поездов для эвакуации раненых и'больных претерпели существен¬ные изменения…

Число раненых и больных, эвакуированных по морским путям, было различным и составляло на флотах и флотилиях от 6—9 % (Балтийский, Северный флоты, Ладож¬ская и Каспийская флотилия) до 67 % (Черноморский флот) *. За всю войну морем было эвакуировано более 643 000 раненых и больных, что составило около 15 % общего числа эвакуированных всеми видами транспорта; причем из числа эвакуированных80—90 % составляли раненые и больные из сухопутных войск, действовавших на примор¬ском направлении. Для целей медицинской эвакуации использовались санитарные транспорты и госпитальные суда (22,5 % общего числа раненых и больных,эвакуированных морским транспортом), грузопас¬сажирские и грузовые суда (33,9 %), малотоннажные суда (25,5 %), боевые корабли (18,1 %).