От 13 Ответить на сообщение
К All
Дата 08.12.2022 21:51:59 Найти в дереве
Рубрики Современность; Спецслужбы; Локальные конфликты; Версия для печати

Частное мнение о проблемах уголовной ответственности по ст.275 УК РФ

Передача сведений, не имеющих грифа секретности иностранным гражданам в соответствии со ст.275 УК РФ так же может стать предметом уголовной ответственности.

Это связано с тем, что факт государственной измены в форме шпионажа характеризуется не только «передачей сведений содержащих государственную тайну иностранным гражданам», но и в случае передачи иностранным гражданам, так называемых «иных сведений» («оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации»).

Круг «иных сведений» ограничен подзаконным актом - Приказом ФСБ РФ от 04.11.2022 № 547 «Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации».

Отличие данного приказа от аналогичного предыдущего (Приказ ФСБ России от 28 сентября 2021г. № 379 «Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности Российской Федерации») состоит в том, что вместо передачи не секретных сведений, которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации «иностранным государствам, его государственными органами, международной или иностранной организации, иностранным гражданами или лицам без гражданства» введена весьма обтекаемая формулировка - «иностранные источники», что позволяет расширить действие данного приказа и на такую категорию, как «иностранные агенты». (Иностранные агенты — правовой статус, присваиваемый в России лицам, организациям, объединениям и СМИ, которые получают иностранную поддержку или находятся под «иностранным влиянием»).

Уголовный кодекс исходит из того, что если иностранный разведывательный орган, даёт своей агентуре задание о сборе соответствующих сведений, то значит, что он считает их необходимыми для использования в целях нанесения ущерба Российской Федерации. Поэтому уголовный закон, по существу, запрещает сбор любых сведений, если они интересуют иностранные разведывательные органы и если они дают задание своей агентуре на их сбор.

Помимо этого, в Российской Федерации, данные из военно-мобилизационной и оборонно-промышленной сфер могут содержать сведения, составляющие государственную тайну «по совокупности».

Согласно российской правоприменительной практике - каждое из сведений, входящих в совокупность, может не составлять какого-либо секрета, но вся совокупность в целом – являться государственной тайной. Это связано с тем, что примерно 80 % разведывательной информации любые разведывательные органы собирают из отдельных не секретных материалов путем их обобщения и анализа.

Исходя из вышеизложенного согласно диспозиции ст. 275 УК РФ передача любых сведений в виде оказании финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной (правительственной или неправительственной) либо иностранной организации или их представителям в проведении ими деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, может рассматриваться как государственная измена в форме шпионажа.