От Михаил Нестеров Ответить на сообщение
К Поручик Баранов
Дата 14.11.2000 13:01:18 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

Поручик, вы катите на меня балон ВВД, значит... Нехорошо.

День добрый,

>>Вот те на... Ужас глубин. А у меня фотография есть с надписью "Кормовая оконечность "Трешера",
>
>Эту фотку кто только не публиковал с разными надписями. На самом деле, все те же баллоны ВВД.


Надпись к этой фотографии из книги "Катастрофы в морских глубинах, Л.:Судостроение, 1989", дал автор - инженер А.А.Нарусбаев, на которого, кстати, ссылается ваш Н.Мормуль, на которого в свою очередь ссылаетесь вы :)

"В этой связи можно отметить серьезные и весьма полезные для подводников исследования,
проведенные инженерами Г.Лисовым и А.Нарусбаевым ("Тайна гибели "Трешера"")"
Н.Мормуль

"28 августа 1963 года «Триест» все же натыкается на кладбище обломков. Изогнутые металлические и пластмассовые части разной величины несут в себе угрозу для батискафа. Кич должен быть предельно внимателен, чтобы ни за что не зацепиться и не повредить подводный аппарат. Рыбы и другие жители глубин уже нашли в обломках пристанище, а красные пятна, бросающиеся в глаза, указывают на то, что многое покрыто ржавчиной. На этот раз «Триест» оборудован «хватающей рукой». С ее помощью удается подцепить расплющенную медную трубу длиной 1,5 м. На этой трубе тоже стоит цифра «593». Итак, можно констатировать факт, что погибшая лодка — точнее то, что от нее осталось, — найдена. 6 сентября 1963 года поиски прекращаются. Правда год спустя тот же самый «Триест», только усовершенствованный, снова осматривает найденные груды развалин. На новых фотографиях можно распознать один из горизонтальных рулей, когда-то находившийся на корме «Трэшера». Примерно в это же время усиливается контроль за качеством судов на военно-морских верфях. Флот начинает реализацию перспективной программы по техническому оснащению спасательных групп, действующих на больших глубинах. А несуществующий «Трэшер» остается опасным и сегодня. Ее атомный реактор все еще покоится где-то на дне океана — батискаф «Триест» не нашел от него и следа".


Как видим - "Триест" нашел не только пресловутые балоны. И прочный корпус "Трешера" не ушел "на 300 метров в грунт", а признан несуществующим - давление воды раздавило его на куски и почти бесформенные обломки.

>>сфотографированная на грунте на глубине около 2,5 тыс. м.". Эх, поручик... Сами ведь небось про 300 метров придумали для красного словца?
>
>Нет, это из книги Мормуля.

И про глубины 5000 метров тоже там было? :)

>>>От лодки обнаружены обломки, например, баллоны ВВД.
>
>>"...следующие основные версии случившегося:
>> 1. Лодка вследствие ошибки личного состава проскочила предельную глубину и была раздавлена.
>> 2. Разрушение прочного корпуса на глубине, близкой к предельной, произошло из-за конструктивных или технологических дефектов.
>> 3. Лодка потеряла плавучесть из-за поступления внутрь прочного корпуса воды через поврежденную арматуру или разорвавшийся трубопровод."
>
>>"..низком качестве сварочных работ говорил на заседаниях комиссии конгресса адмирал Риковер: "Микротрещины в сварных соединениях прочного корпуса, изготовленного из стали HY-80, уже давно беспокоили меня. Как это не печально, но основной конструкционный материал наших атомных подводных лодок весьма склонен к усталостному разрушению в местах сварных соединений..."
>
>Это из отчета комиссии конгресса? Ну, должны же они были что-то написать :) Впрочем, окончательный вывод о причинах там не сделан, написано, что их установить невозможно. Я сейчас по памяти цитирую, а завтра могу по документам.

"И тут комиссия Остина раскапывает новую сенсацию.
Трубопроводы «Трэшера» на стыках были не сварены, а запаяны по причине их труднодоступности. Разумеется, места пайки не могут выдержать той нагрузки, что максимально допустима для соединений сварки. Вообще, проблемы с трубопроводами американских подводных лодок возникали и раньше. Самый надежный способ испытать место пайки — протестировать его ультразвуком. Хотя этот метод в 1960-61 гг., во время постройки «Трэшера», еще не получил широкого распространения, весной 1962 года, когда лодка в рамках ходовых испытаний пять недель стояла на верфи в Гротоне, штат Коннектикут, ультразвуковое исследование все же было проведено. Тогда обследовали 115 мест паек — и восемь из них, то есть 6,96%, оказались ненадежными. Два соединения были перепаяны. Состояние остальных руководство не сочло критическим. После проверки на «профпригодность» техники в Портсмуте снова обследовали «Трэшер» ультразвуком. С июля по ноябрь 1962 года было заменено в общей сложности 13,8% паевых соединений. В том же году другие атомные подводные лодки, «Скалпин» и «Скипджек», непосредственные предшественники «Трэшера», были испытаны более основательно. Проверили более 300 мест пайки. В итоге, на обеих лодках более 22% соединений признали ненадежными, что оказалось почти на 10% выше, чем у «Трэшера»! Несмотря на это, спустя два года после тестов «Скипджека», также построенного в Портсмуте, в технике пайки и проведении самих тестов ничего не изменилось. Неужели никто во время работ над «Трэшером» не задумался над такими вопросами? Ведь очевидно, что если трубопроводная система на большой глубине даст течь — хотя бы в месте пая, для атомной подводной лодки это конец. Гигантские потоки воды не только хлынут внутрь субмарины, они еще вызовут автоматическое выключение реактора, которое происходит при любом дефекте трубного соединения во избежание перегрева и плавки ядра. Все это значит, что в тот самый момент, когда лодке нужна вся ее энергетическая мощь для выкачки воды, закрытия водонепроницаемых переборок и управления горизонтальными рулями, подача энергии вдруг прекратится — смертельная мышеловка захлопнется".

А вообще могу порекомендовать всем, кто интересуется гибелью "Трешера" полезную ссылку:

"Трэшер спускается в ад"
http://ln.com.ua/~adreval/S2/lodka.htm

Там довольно подробно и внятно обо всем расписано.

С уважением