От Temnik-2 Ответить на сообщение
К Silver1 Ответить по почте
Дата 24.08.2007 19:53:11 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Идеология; Версия для печати

Хм

Станция метро Полежаевская

Рассказала эту историю Мария Никитична Депутатова. В Оптиной она появилась сразу после
открытия монастыря с тяжелыми торбами через плечо: десять литров лампадного масла, холст, мука и сбережения в узелке. В свои восемьдесят лет Мария Никитична откладывала деньги на погребение, но, услышав об открытии Оптиной, рассудила: «Поверх земли никто не лежит, и меня поди погребут». Так начиналась Оптика пустынь — пришла вдовица Мария Никитична и положила свои две лепты: все, что имела, — все отдала. I

...из множества рассказов Марии Никитичны мы выбрали историю о московской станции метро Полежаевская...
I
Руководящую должность на строительстве метро занимал в те годы большевик Василий Полежаев. Это его именем была названа станция Полежаевская,
где в вестибюле стоит его бюст. Мария Никитична избегает ездить через эту станцию, объясняя: «Не могу я видеть бюст Полежаева. Он же наше седа разорил! А село наше Астапово было богатое — триста дворов, два храма было, и собирались открыть монастырь. Боголюбивой была моя родина! И вот о чем плачу и чему дивлюсь — в революцию, конечно, все пострадали, но деревни поодаль все же уцелели. А от Астапово осталось лишь тридцать дворов".
К великому несчастью для Астапово именно здесь умер Лев Толстой. В память своего учителя-ересиарха толстовцы устроили здесь коммуну, чтобы «развивать" народ, отвращая его от Церкви и внушая презрение к «попам". Правда, за толстовцами пошли лишь местные «гультяи" — народ пьющий, пропащий, но обретший в революцию большую власть. Вспомним, как после обращения в православие о. Василий вынес из дома все книги Льва Толстого, сказав: «Мама, да он же еретик!" А где ересь, там следом большая кровь.
Мария Никитична рассказывала: «Полежаев еще до революции перестал ходить в церковь и начал пить. А пришла революция — настал его час. Достал оружие и начал грабить с дружками. Подъедут пьяные к избе на телеге, все выгребут, самогона потребуют и начинают тут же гулять. У Васьки дружок был больной венерической болезнью, многих он заразил, а потом повесился. У нас все боялись их, как разбойников, а власти назвали их «комсомол". «Мы власть на местах", — объявил Васька, и с тех пор уже страха не знал. Своего родного дядю ограбил и выгнал без одежды с семьей на мороз. У них ребеночек был пятимесячный, и он от стужи насмерть замерз.
Я два класса всего окончила. Дальше Васька учиться не дал. Пришел в школу и потребовал исключить всех, кто не поет «интернационал".
Слово «интернационал» нашей рассказчице не выговорить, а уж эту страшную песню она, как мно гие дети, боялась петь. Ну, каково православному ребенку запеть: «Вставай, проклятьем заклейменный»? Ясно ведь, кто заклеймен проклятьем. И ее, как и других детей, страшившихся петь про «проклятого», исключили из школы.
Мария Никитична продолжает рассказ: «Уж как меня учительница защищала: «Оставьте ев. Она способная". А Васька ни в какую: «Она просфорки с теткой печет". Это правда. Я помогала тете печь просфоры для храма, но и храму пришел конец. Был у нас очень хороший батюшка, о. Александр Спешнее. Всю жизнь с нами прожил — крестил, венчал, отпевал. Полсела — его духовные дети, и мы, как родного, любили его. Васька сразу сказал батюшке: «Я убью тебя". Сперва скирды и амбар сжег у батюшки, а потом ночами стал дом поджигать. Такую нам жизнь Полежаев устроил, что батюшка скрылся в Москву к детям и работал бухгалтером в Расторгуево. И мы побежали из села, кто куда. Много наших в Москву убежало. Глянь, и Васька прибыл сюда: Ют меня не уйдешь! А попа разыщу и убьюр.
Сперва он смурной был и жил в подвале. И вдруг стал начальником в Метрострое и даже министром потом. Наши остаповские передавали, что перед Москвой он многих ограбил и два пуда золота добыл грабежом. В Москве отдал золото кому надо и на золоте к власти взлетел. Квартиру трехкомнатную получил на Солянке и персональный автомобиль. Все имеет, а все лютует. И до
тою долютовался, что свои же рабочие убили его. Но сперва он убил нашего батюшку.
Искал он а Александра долго, и через органы все же нашел. Приехал с комсомольцами к нему в Расторгуево и говорит: *Ты меня, поп, водою крестил. Теперь я тебя окрещу". Морозы тогда стояли страшные, и придумал он для батюшки лютую казнь — поставили во дворе большую бочку с водою и стали батюшку туда окунать. А как наш старенький батюшка льдом покрылся, отнесли его в дом к горячей печке. А когда он очнулся и застонал от боли, снова в бочку его понесли. Три дня так пытали — то в бочку, то к печке, пока не замучили насмерть его. Упокой, Господи, нашего батюшку-мученика Александра!
А вы не знаете, бюст Полежаева в метро все еще стоит?".



Павлова Н. Красная Пасха: О трех Оптинских новомучениках убиеных на Пасху 1993 г. - УПЦ; Мгарский монастырь, 2003. - С. 135 - 138.