Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев, 1882
- - -
Из предыдущего сообщения вроде бы следует невесёлый итог:
> Либералы сулят молодёжи самую полную, самую идеальную свободу. А мы призываем молодёжь не лезть в «аномию» (букв. беззаконие, безнормность). За кем пойдёт молодёжь?
> Вот и всё.
> Остаётся лишь вопрос, как снять с мозгов молодёжи либеральное наваждение и вернуть её к действительному смыслу нашей жизни.
Но у страха глаза велики. На самом деле дать молодёжи неискажённое понимание ключевых понятий человеческого общежития не так уж сложно.
Практически это можно сделать так. Скажем, каждый учебный год один урок русского языка (а лучше 3-5 уроков) посвящать разбору понятия «свобода» и его проявлениям в действительности.
* * *
Против этого предложения возможны возражения с разных сторон.
Первое возражение.
Это предмет не языка, а обществоведения.
Язык прямо, без посредников, выходит на действительность. Нет необходимости продираться сквозь джунгли субъективных абстрактных многоэтажных конструкций, сооружённых обществоведами. В этих джунглях можно блуждать десятки лет и ничего не найти. (Это сейчас так и есть!).
Второе возражение.
На русский язык и так времени не хватает.
Надо посмотреть на те сложности, которые отнимают время на их усвоение. Есть среди них те, что придуманы искусственно, есть те, изменения которых требуют новые обстоятельства. Среди последних, например, установленный в древности порядок букв в алфавите. Если «азбуку» сделать в том же порядке, что и расположение букв на клавиатуре компьютера, это сэкономило бы школьникам время, пожалуй, достаточное для знакомства с понятием «свобода». При желании можно найти много других ненужных или устаревших правил. Особенно это относится к противоречиям между письменным и устным языком, внедрённым по прихоти бюрократов от лингвистики. Разумные изменения здесь сберегли бы много времени при изучении русского языка.
Третье возражение
А где пособия-методички, по которым объяснять детям, что такое «свобода», «необузданная свобода»и т.д.?
Да, их пока нет. Но при желании их можно разработать и утвердить весьма быстро. Может быть, что-то пригодится из упомянутой в предыдущем сообщении главы «Это странное слово свобода».
Рассматриваемый материал Сергея Георгиевича почему-то закруглился на 9-ом разделе. А почему бы не добавить для круглого счёта десятый раздел: «Молодёжная политика. 10. Молодёжь и русский язык»? Глядишь, появившийся в нём материал подсказал бы много дельных предложений.
Четвёртое возражение.
А почему только «свобода»?
Потому что «свобода» – та блесна, на которую чаще всего попадается молодёжь. Но не мешало бы рассмотреть ещё с десяток понятий, самых важных для общественной жизни.
Скажем, слово «новое». В большинстве случаев новое лучше старого. Но нельзя клевать без разбору. А то получится, что новые гадости лучше старой радости.
Конечно, масса других возражений не заставит себя ждать. Но надо помнить, что кто хочет сделать дело – тот находит способы для этого. Кто хочет угробить дело – ищет доказательства, что это невозможно сделать.
Так что к голосу оппонентов надо прислушиваться, но всегда смотреть на вектор их действий: толкают они телегу вперёд или вбок, в пропасть.