От Alex Ответить на сообщение
К Константин Чиркин Ответить по почте
Дата 18.01.2005 23:58:37 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: Думаю, нет...

> Приветствую.

Взаимно:)


> Из бесед с ветеранами,мне известны два случая.Это Колесников Н.Д.,командир Суханова М.А.,из 12ГвППБ ВВС КБФ и Скверенко И.Г.Номер полка не помню.По его словам постоянно выбирал машину себе сам.Но Колесников выбрал Пешку не из тех которые были выделены на полк,а из трех стоящих вообще отдельно.По словам Суханова Выделеные Пешки были серого цвета,а эти три зелёного,ближе к цвету травы и лакированые.

Я так понимаю, навеяно разговорами про то, как Луганский коня выбирал? Я, конечно, статистики не имею, но у меня сложилось личное впечатление (затравленно озираюсь по сторонам, дабы не ляпнуть что-то нелогичное и не быть в этом уличенным), что шансов выбрать себе самолет у летчика было немного, а у рядового пилотяги - совсем мало.

Похоже, самолеты поступали в полки следующими путями: А) непосредственно получались на заводе пилотами полка; Б) теми же пилотами, но в ЗАПе; В) перегонялись летчиками полков, уходивших в тыл (б/у); Г) поступали на пополнение вместе с молодыми пилотами; Д) Перегонялись боевыми полками на фронт, в другие полки, а летный состав опять возвращался за второй партией машин - уже для себя (некая разновидность общественно-полезного труда, или что-то вроде "перегонщиков по совместительству", но об этом чуть ниже).

Возможно, какие-то способы упустил - но они, скорее, будут касаться одиночных машин, передаваемых из других частей, из ремонта, различных дарственных "спецмашин" (типа того же Луганского) и т.д. Если что-то забыл существенное - поправьте.

Так вот, на заводе приемка самолетов сводилась к визуальному осмотру, после чего у приглянувшейся машины гоняли несколько минут движок на разных режимах, и все. Не нравился - подбирали другой. Облетывать самолеты позволялось, я думаю, только всякого рода небожителям, иначе пока последний сержант подберет себе самолет исходя из его поведения в воздухе, и война кончится, и движок ресурс выработает. А некоторые машины вообще будут не востребованы. Кроме того, от полка самолеты отбирали всего несколько человек, а никак не весь личный состав.

Принципиальные различия получения самолетов с завода и из ЗАПа с ходу сообразить затрудняюсь - может, кто подскажет?

Когда получали уже юзаные самолеты от соседей, здесь все понятно - как в нормальной семье, по старшинству, причем выбор гораздо более ограничен, а разброс характеристик гораздо больше. У прибывавших на пополнение на своих новых самолетах молодых оные изымались старшими товарищами, что тоже вполне объяснимо.

Теперь о случае Д) - А.С. Паялка попал на фронт следующим образом: их полк после доукомплектования и переобучения на ЯК-7Б в 20-м ЗАП под Новосибирском получил полный комплект самолетов с 153-го завода, вылетел на фронт на Курскую дугу (там как раз была пауза во второй половине июля), сдал технику стоявшим там полкам, и на Ли-2 убыл под Москву, в Химки, где получил "Яки" 82-го завода. Вполне обычная схема.

Что еще могу добавить - за новой матчастью всем полком летали, как правило, только при переучивании на новый тип самолета, а так - для перегонки составляли группу из наиболее опытных пилотов, возглавляемую кем-нибудь типа штурмана полка, и пригоняла эта группа нужное количество машин.

В общем, здесь нигде особенно, ИМХО, нет возможности поковыряться и посравнивать самолеты между собой, и вся "дележка" происходила уже внутри полка, а не заводе. Хотя, думаю, случаи были всякие - знакомый на заводе, знакомый в ЗАПе, и т.д. - как везде и всегда по России:)

А вообще, тема интересная, по-моему! Может, кто-то что-то добавит?