От Karev1 Ответить на сообщение
К Дмитрий Кропотов
Дата 28.04.2008 10:32:23 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Манипуляция; Версия для печати

Про стыковки и автоматические посадки

>к главе 7 https://www.vif2ne.org/nvz/forum/archive/228/228074.htm
>"неиспытан по главному назначению"
>"как можно испытать пилотируемый, не имеющий автоматизированной системы прилунения аппарат в посадке и взлете с Луны, как не осуществив эту посадку и этот взлет"

>Посадив его в беспилотном режиме. Почему ЛМ - "не имеющий автоматизированной системы прилунения аппарат" ?
Действительно, почему "не имеющий автоматизированной системы прилунения аппарат" ? Согласно документации НАСА (сам не проверял, говорю со слов 7-40) ЛМ был оснащен системой автоматической посадки, однако за все 6 посадок ни разу не была использована до конца. Кстати, эта же история повторяется и с Шаттлами. Утверждается, что Шаттл может совершить автоматическую посадку, но ни разу ее не совершает, даже когда в этом была необходимость. Ни в первом полете, который в таком случае можно было бы провести в беспилотном режиме, ни в первых пусках после катастроф Челленджера и Колумбии.
Если ЛМ был оснащен системой автоматической посадки, то почему бы не испытать ее в полете до высадки человека на Луну и тем самым уменьшить колосальный риск первой высадки человека? Хотя бы в полете А-10 или специальном полете, тем более "лишняя" РН у них была и до сих пор лежит в музее на газоне. Тем более такой срочности как с полетом А-8 у американцев уже не было. Они точно знали, что мы их в ближайшие годы не опередим. Так зачем была нужна эта гонка самим с собой? Ведь до объявленного ими самими срока у них было в запасе 1,5 года.


>Есть еще один интересный момент с испытаниями ЛМ в полете А-9. На Земной орбите два астронавта перебрались в ЛМ, отстыковались, отлетели от корабля и пристыковались вновь. По мнению акад.Чертока, это было совершенно безумным риском - зачем рисковать сразу двумя астронавтами, ведь в случае каких-то неполадок в стыковочной автоматике они были обречены - ЛМ самостоятельно не мог вернуться на ЗЕмлю. Однако, сделали это и ничего, сошло с рук.
Что интересно, риск нестыковки ЛМ с КСМ на окололунной орбите, как самый опасный момент программы Аполлон отмечался еще в 1965 в книжке из которой я впервые узнал про программу Аполлон. До сих пор, после стольких лет опыта стыковок, нет нет да и случаются неудачи, а в программе Аполлон прошло подряд 8 поисков, сближений и стыковок ЛМ и КСМ, это, не считая перестыковок без поиска и сближения и - не одной осечки, ни одной более менее серьезной проблемы. (Есть, правда, темная история с неудачной "попыткой" стыковки А-7 с второй ступенью С-4Б. Официально сейчас утверждается, что была только имитация, однако, в текстах НАСА есть такие слова, которые трудно истолковать иначе, чем попытку стыковки).
К стати, первую автоматическую стыковку НАСА удалось провести только в 2003 г. - на 36 лет позже СССР. Без особой рекламы - не только я, долго не следивший за новостями космонавтики, но и 7-40, не первый год активно участвующий в дискуссиях на космические темы, узнали об этой стыковке, буквально на днях от участника Старый. Думаю. вряд ли кто из присутствующих слышал об этом американском достижении.