От Василий Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.06.2004 09:56:17 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

"Драконоведам" - Любопытный эпизод (15-й иап)

(Из письма ветерана)

Наш 15 иап базировался на аэродроме Кенигсберг на Одере. Мы вели боевые действия по прикрытию наших войск, которые вели наступление на северную группу войск немцев, угрожавших правому флангу наших войск, вышедших на Одер. В один из таких дней мы вылетели парой в район боевых действий. Я был ведомым у Нестеренко А.А. Погода была хорошей облачность 6-8 баллов, высота 700-800 м, видимость 10 км. В районе прикрытия облака были почти сплошными. Нижний край отдельных слоисто-кучевых облаков опускался до 500 метров. За все время нашего нахождения над наступающими войсками, противника в воздухе не было. И когда наше время вышло, мы взяли курс на свой аэродром. Шли под самой кромкой облаков, так что земля была видна только вертикально вниз. И вдруг я увидел в хвосте пару мессершмиттов на расстоянии 300-400 м. Немедля передаю по радио: "Сзади мессера" Мой ведущий сразу же взял ручку на себя и мы вошли в сплошную облачность. Здесь я старался держаться ведущего и не отрывая взгляда от его самолета. Затем почувствовал что скорость мала и сам начал отрываться от сидения. И тут я понял, что мы находимся в верхней точке петли. Главное было не сорваться в штопор. Мне пришлось переключиться на приборы, что бы удержать шарик в центре. Потом начала нарастать скорость и я начал выполнять вторую часть пути, чуть извернув от ведущего, которого сразу не стало видно. Я вспомнил, что были на высоте 500-550 м когда начали этот маневр и нужно было вывести машину в горизонтальный полет не задерживаясь. И когда появилась земля мой самолет был почти в горизонтальном полете, высота 450 м. Мой ведущий вышел из облаков на этой же высоте. Самолетов противника не было видно и мы продолжили полет на свой аэродром.
Если бы не этот маневр, еще не известно, чем бы все кончилось. Ведь противник был "в хвосте" и имел превышение в скорости. Когда мы зарулили на стоянку и еще были в кабинах, к нам подошел начальник штаба полка подполковник Хмеленок узнать результаты вылета. Он сказал, что сообщили с пункта наведения, что упал самолет противника. В это время там была только наша пара. Так как мы не сделали ни одного выстрела, мы заявили, что мы не стреляли. Мы не признались, что мессера заставили нас выполнять в облаках высший пилотаж парой. Ну а мессеры, конечно, пошли за нами. Уж больно соблазнительно близко были мы у них на прицелах. Потянувшись за нами, они, вероятно, не предполагали, что мы пойдем так далеко. И в верхней точки петли, когда у нас скорость упала почти до нуля, мессер не ЯК-3. Не смог удержаться и, вероятнее всего, попал в штопор. А так как высота облаков была 500 м, то вывести из штопора он не смог.
Почему только один оказался в земле? Вероятно второй как-то вывернулся из этой ситуации. Было и такое...
Младший лейтенант Сташкевич Н.С. [Николай Степанович]