От Константин Дегтярев Ответить на сообщение
К jim~garrison Ответить по почте
Дата 26.01.2016 15:11:11 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Версия для печати

Механизм был все-таки традиционный

На Штерна были показания в троцкистком заговоре еще с 1937 года, и они лежали в архиве. Потом из почему-то "подняли" и дали ход.
Лично я не исключаю какого-то процесса внутри НКВД: в 1937 кто-то взял на себя ответственность и прикрыл дело, потом произошли кадровые подвижки, сменился состав, принявший решение "спустить на томозах", и новые люди, перечитав дело, испугались - как же так, враги народа на свободе?

А Штерн и Смушкевич (на него, похоже, были показания от репрессированных испанцев) потянули за собой всех остальных.

"Генеральское дело" - это только эпизод, в 1941 году вообще уровень репрессий, почти сошедших на нет в 1939-40, подскочил довольно резко. Очевидно назревала война и НКВД взялось "подчищать хвосты", - а вдруг и впрямь немецкие шпионы, если всплывет - головы не сносить.

Начинали с тех, на кого были ориентировки с 1937 года, а они уже тянули остальных.

Повторюсь, это моя гипотеза, которая лично мне кажется наиболее удовлетворительной, поскольку она основана на оценке реально действовавшего механизма репрессий, который предусматривал "негативную мотивацию" исполнителей. Ну, реально, получает кто-то повышение, поднимает ранее недоступные ему дела и видит, что там показания на серьезных лиц, которым почему-то не дали ход. Его первая реакция - страх и желание доложить повыше. А повыше тоже пугаются, еще сильнее - они что ж, покрывать будут? А тут еще немецкий самолет пролетает в центр страны... И поехало.