От Дмитрий Козырев Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 23.11.2012 14:13:36 Найти в дереве
Рубрики Современность; Военные игры; Байки; Версия для печати

Пятничное. "Как нам обустроить армию"-2

В связи с перестановками в высших эшелонах МО и муссируемых сроках об увеличении призыва и продолжительности срока службы актуально в очередной раз затронуть сабжевую тему.
:)
Развивая и углубляя творческие идеи А. Исаева изложенные https://www.vif2ne.org/nvk/forum/2/archive/1435/1435364.htm

Постановка проблемы:
В сложившихся условиях потребности ВС РФ не удается в полной мере обеспечить личным составом, проходящим службу по контракту, что требует сохранение призыва на срочную службу. Однако недостаточное количество молодых людей готовы порвать с гражданской жизнью и "потерять" 1-2 года своей жизни на прохождение военной подготовки и службу. Ситуация усугубляется негативными имиджем порядка прохождения службы, климатом воинских коллективов, высокими криминальными рисками.

Основным источником изложенных проблем является казарменное и гарнизонное содержание военнослужащих, которое влечет замкнутость коллективов, издержки режима и внутренней службы.

Оно призвано обеспечить две основные функции:
1)высокий уровень боевой готовности подразделений. Компактное проживание, приближенное к паркам техники и складам, минимизация времени на сборы.
2) Эффективная организация процесса боевой подготовки. Соблюдение режима дня. Контроль рабочего времени и учебного процесса. Минимизация риска уклонений от процесса. Минимизация времени на сбор.

Альтернативы п.1 практически нет. В самом крайнем случае, при дислокации части вблизи крупного города (с развитой инфраструктурой) можно попытаться обеспечить сбор военнослужащих в течении 1-2 часов, но такие условия носят весьма частный характер.
В общем случае в/ч произвольным образом, не могут быть укомплектованы жителями прилежащей местности и потому должны быть обеспечены соответствующим казарменным и жилым фондом.
Здесь просматривается единственный путь - улучшение комфортабельности размещения и передачи непрофильных задач организации службы на подрядные организации (как это худо-бедно пыталось делать прежнее руководство МО).

Рассмотрем п.2. - боевую подготовку и ее организацию.
С т.з. призывника она состоит из (условно) 3-х частей.
а. "учебка" - период когда "из мальчиков делают мущщин" (тм) - т.е. дают им первичные навыки военной службы, чтобы принципе адаптировать их к пребыванию в воинском коллективе (обучение уставам, строевой и азам огневой подготовки).
б. "салаги" - обучение в составе подразделений - овладение конкретной воинской специальностью в соотвествии со своим местом в ОШС, участие в процессе боевого слаживания подразделения.
в. "старики" - собственно процесс "службы", т.к. именно старослужащие обуславливают уровень боеспособности подразделения и своим примером и действиями (под руководством офицеров) обеспечивают процесс боевой подготовки "салаг".

Как мы рассудили ранее - альтернативы п. "в" - нет. В частях необходима служба подготовленных срочнослужащих для дополнения дефицита служащих по контракту.

С другой стороны именно служба в периоды "а" и "б" сопряжена с наибольшим дискомфортом для призывника, т.к. в период "а" он испытывает стресс от резкой смены обстановки, уклада и образа жизни, а также страдает от злоупотреблений неограниченной властью комсостава и издержек конвейерного обучения (игнорирование индивидуальных возможностей, коллективная ответственность, предъявление завышенных требований).
В период "б" срочнослужащий страдает от положения старослужащих, т.к. будучи физически и психологически слабее подвергается унижениям и/или издевательствам, а не обладая еще должным уровнем профессиональной квалификации приоритетнее направляется на "непопулярные" виды работ, т.к. "дедушке не положено".

Целесообразно максимально сократить срок пребывания военнослужащего в войсковой части и одновременно максимально повысить уровень его подготовки перед помещением туда. Т.е. базовая подготовка военнослужащего должна носить отложенный и удаленный характер. Как и всегда следует ориентироваться на современные технологии, зарекомендовавшие себя в общегражданской социально-экономической жизнедеятельсности. Это прежде всего самообразование, заочное и дистанционное обучение.
Как и всякое обучение – военное состоит из теоретической и практической части, а также может быть подразделено на индивидуальное и групповое. Еще Клаузевиц писал, что «Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Поэтому необходимо всей теоретической подготовке придать заочный характер. Это может выглядеть например следующим образом:
- размещение учебно-методических пособий on-line (или снабжение книгами призывников по запросу)
- разработка и предоставление on-line доступа к учебным курсам по воинским дисциплинам. Причем современные технологии позволяют обеспечить высокий уровень интерактивности, аудио-сопровождение и любую визуализацию вплоть до 3Д моделирования материальной части и симуляторов ее работы.
Одновременно на основе военкоматов должна быть создана сеть региональных учебных центров, в которых призывники могут сдавать экзамены по курсам теоретических дисциплин, по физической подготовке и отрабатывать (по руководством инструкторов) индивидуальные навыки (огневую, тактическую, медицинскую, инженерную, топографическую подготовку), а также практическое овладение наиболее распространенными образцами боевой и вспомогательной техники (например вождение).
Естественно, что каждый призывник осваивает программу не по «широкому профилю», а в соответствие с ВУС, определенной при приписке. При этом во избежании «скрытого сабюотажа» среди призывников такая форма подготовки должна быть возможностью, а не обязанностью. В случае если призывник выбрал такую систему подготовки и систематически проваливает контрольные зачеты – он должен принудительно переводится в войсковую часть и продолжать боевую подготовку там под присмотром офицеров и старослужащих – раз не может освоить ее самостоятельно.
На базе таких учебных центров могут проводиться и минимальные групповые занятия (отделение, взвод, экипаж, расчет). Все занятия должны проводиться по предварительной записи, по графику – в удобное и свободное время для призывников и занимать не более 1 рабочего дня.
Дополнительно желательно ввести изменения в школьную программу, чтобы некоорые необходимые знания и навыки давались школьникам во время уроков физкультуры и ОБЖ (НВП), как это было в советское время. Например движение и маневры строем (не маршировка!), базовые огневая, медицинская и топографическая подготовка. Дальнейшая подготовка призывника обязана подразумевать наличие этих навыков без повторного возврата к ним в дальнейшем. вплоть до включения в ЕГЭ.
Таким образом на мой взгляд можно обеспечить поступление в войсковые части призывников с высоким уровнем базовой подготовки, уже пригодных к полноценному несению службы и нуждающихся только в практике боевого слажвиания конкретных подразделений и наработке практического опыта работы с конкретными видами матчасти.
В свою очередь это сделает возможным не только не повышать, а еще больше сократить продолжительность срочной службы, а также основательно расширить базу подготовленного резерва (продолжая подготовку отдельных его контингентов по уже упомянутой системе part-time)/

PS
Разумеется все сказанное предусматривает, что армия (и государство) должны отказаться от ее «основной задачи по-Кошкину» https://vif2ne.org/nvk/forum/2/archive/1941/1941974.htm а офицерский состав умерить гонор и сакрализацию своей подготовки и знаний, и признать свой обеспечивающий характер по отношению к государству и гражданам.