От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Паршев Ответить по почте
Дата 11.01.2012 22:44:12 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Армия; Версия для печати

Абсолютно правильное и очень своевременное высказывание.

> http://mger2020.ru/news/2012/01/11/39221

Вопрос в том, не останется ли оно очередными общими правильными словами, влетевшими в одно ухо и вылетевшими в другое у неприлично заинтересованных лиц.

Импорт вооружений из стран несоюзных (как Франция, Италия или Германия) или даже полу-враждебных (как Израиль - полностью зависимый сателлит США) - явление предельно нежелательное и его "толкачей" следовало бы рассматривать с точки зрения потенциального государственного преступления. По ряду соображений:

1. При таком импорте происходит отток финансовых средств из России зарубеж на непроизводительные цели (вооружение де-факто представляет собой предметы роскоши). Что вдвойне обидно и преступно, утекают не частные средства, но государственные бюджетные. Т.е. российское государство принудительно изымает средства из потребления и производственного потенциала российских трудящихся, и повышает ими уровень жизни зарубежом. Некрасиво.
Политэкономия в "Новой России" как-то вышла из моды, а зря.

2. Что еще хуже, таким образом зарубеж выводятся не только финансовые средства, но знания, опыт и квалификация.

Действительно, при самом посредственно выполненном заказе внутри страны остаются какие-то полезные умения, опыт и оборудование - КПД бывает разный, но результат всегда плюсовый. При выполнении заказа зарубежом опыт и производственный потенциал вырастают там, оставшиеся же не у дел российские ученые, инженеры, рабочие неизбежно деградируют. Технологический разрыв в пользу заграницы только увеличивается.

Заметим, что утверждения о полезности сборочных лицензий для российского военного судостроения или автобронетанковой промышленности, как правило, являются обманом. Самый посредственный самостоятельно выполненный проект дает стране больше, чем самый лучший готовый иностранный. Поскольку при самостоятельной работе компетентность постепенно растет, проявляются способные и неспособные, при передаче системотехники за границу собственный творческий потенциал угасает.\

Такие лицензии могут быть полезны только на самых начальных стадиях индустриального развития, когда в данной области нет вообще ничего своего. Но если уже есть хоть какой-то свой потенциал, надо развивать его любой ценой.

3. Ну и банально-болезненное неизбежное - многолетняя зависимость от поставок запчастей, от технического сопровождения и, что хуже всего, от иностранных ученых и инженеров при модернизации и развитии (поскольку собственные окончательно выродились и исчезли от отсутствия госзаказа). Подлинный потенциал - не иностранные чертежи, а свои опытные люди.

Апологеты компрадорства в свое оправдание приводят также некие высшие внешнеполитические соображения, типа привязки к России стран типа Франции, Италии, Израиля и т.д. через крупные военные контракты. Это тоже обман. Военный сектор занимает незначительную долю в общей структуре экономики. Если соответствующая страна в главном зависит от стран и блоков с интересами, расходящимися с российскими, нелепо полагать, что заказ на несколько сотен миллионов евро/долларов существенно повлияет на её внешнеполитическую ориентацию. Эта страна как была в целом недружественной, так и останется. В действительно рычаг влияния получит она на Россию, а не Россия на неё.

В общем, банально, самоочевидно, но всячески замутняется любителями легкой компрадорской жизни и "интеграции с цивилизованным миром" за российский счет. Поэтому приходится напоминать.

Иногда закупки вооружения и военных технологий за границей действительно неизбежны, но надо ясно отдавать себе отчет, что это - ЗЛО. И зло очень вредное, на которое следует идти семь раз отмерив, когда в самом деле нет другого выхода и никак нельзя обойтись. Поскольку посредственное и дорогое, но от своих ученых, инженеров и рабочих - лучше, чем отличное и дешевое, но от чужих и ненадежных ученых, инженеров и рабочих. Разница должна быть ОЧЕНЬ большой, а товар КРАЙНЕ необходим, чтобы стоило отдавать свои деньги чужим.