От sss Ответить на сообщение
К Evg
Дата 13.03.2019 11:23:45 Найти в дереве
Рубрики Армия; Локальные конфликты; Версия для печати

Re: понимание обстановки

>Ерунда какая то получается.

Это не ерунда, это корень всей трагедии, без понимания которого можно так и сравнивать бесконечно винтовочки, пушечки и кораблики и недоумевать: "а чо ж это мы так слили-то?"

>Как можно одновременно планировать "маленькую победоносную войну" и длительное затягивание конфликта с расчётом на успех во "второй серии" ???

- "Маленькую победоносную" хотело высшее политическое руководство. (причем не сколько "формальное" в лице царя, который вообще хрен поймешь чего хотел, сколько приближенные к особе придворные круги, не находящиеся формально на высших ответственных постах, но имеющие большое влияние на царя) И даже те, кто вообще войны не хотел, типа пары антагонистов Плеве и Витте, должны были понимать (хотя бы подспудно), что затяжная война при текущих раскладах в обществе - категорически противопоказана и скорее всего вызовет страшные потрясения, опасные для всего государственного устройства, и если воевать - то только быстро и победоносно.

- При этом Военное министерство и Генштаб в своем планировании исходили из имеющегося соотношения сил на Дальнем Востоке, и из имеющихся же перспектив их наращивания в случае войны. И то, и другое ни о какой быстрой победе не позволяло и мечтать. Поскольку изменить соотношение сил до войны они не могли (на это не нашлось средств, и, главное, уже не было времени) то приняли свой план постепенного сосредоточения и создания перевеса через полгода после начала войны. С учетом общего превосходства в силах и ресурсах у РИ это был не худший план, практически независящий от исхода начального этапа войны и превратностей военной удачи, придерживаясь этого плана - даже при самом наихудшем раскладе японцев в итоге задавили бы медленно но верно, просто добились бы их полного истощения.

Проблемой было лишь то, что реальной внутриполитической обстановке в РИ этот план войны не отвечал, и был от неё полностью оторван. Он должен был опираться на стойкий тыл, если не "сплоченный в едином порыве", то хотя бы безропотный. А тыл объективно был очень неустойчивый и даже без войны пребывал в раздрае. И после первых неудач (практически неизбежных при начальном соотношении сил) раздрай только нарастал, пока не перешел в открытое неповиновение и революционные выступления, после чего о продолжении войны и тем более о победе уже можно было забыть.

Политическое руководство <в целом понимая, в лице наиболее толковых своих представителей, недопустимость затяжной и с переменными успехами войны> не проявило должной настойчивости, ставя задачу планировавшим войну генералам. А сами генералы не понимали политической обстановки и руководствовались чисто военной целесообразностью.

Впрочем ничего нового (С)