От Дм. Ниткин Ответить на сообщение
К K
Дата 08.09.2007 16:27:42 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Либерализм; Версия для печати

Re: А это...

>> <Примечателен спор Улофа Пальме с Фpидpихом фон Хайеком, который
>> сказал в 1984 г. на собрании в Гамбурге, что для существования
>> pыночной экономики необходимо, чтобы люди освободились от некотоpых
>> пpиpодных инстинктов, сpеди котоpых он выделил чувства человеческой
>> солидаpности и состpадания.>
>>
>Все правильно говорит Хайек.

Сомневаюсь. Во-первых, повторяю, сомневаюсь, что это говорит Хайек. Во-вторых, сам по себе призыв к освобождению от власти природных инстинктов ничего особенного из себя не представляет. Вся цивилизация состоит в замене инстинктивного поведения на культурное поведение. В-третьих, сомневаюсь, что Хайеку не нравились именно инстинкты солидарности и сострадания.

>В либеральной идее куча дыр

Не без этого.

>Либерализм предусматривает рациональный (разумный,
>взвешенный и т.д.) выбор в угоду получения большего удовольствия
>(меньших страданий и т.д.). Где место для солидарности групп, работы
>для общества?

Оно никуда не исчезает. В очень многих ситуациях солидарные действия как раз способствуют получению большего удовольствия (меньших страданий и т.д.), и это прекрасно поддается рациональному обоснованию. Начиная с элементарной теории игр.

Солидарность и сострадание - это, вообще говоря, выигрышные стратегии. Поэтому вряд ли Хайек призывал бы к их изживанию.

>А место для морали где?

А места для морали в последовательном либерализме нет. Она, в лучшем случае, где-то вне либерализма.