От Ikut Ответить на сообщение
К Ikut
Дата 04.12.2016 19:26:40 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Тексты; Версия для печати

Послание Президента. Всё идёт по плану

https://um.plus/2016/12/02/plan/

Всё идёт по плану

Глеб Кузнецов

В послании не было ничего такого яркого, остросюжетного, захватывающего дух. Много об успехах в сельском хозяйстве, IT и оборонке, но не в стиле отчёта победителей, а в логике рабочего совещания: «такие вот тенденции, мы молодцы, но не слишком, будем продолжать стараться». И вовсе не было про дух, волю, врагов и новый более справедливый мировой порядок в том смысле, что каждый крестьянин на своем поле, а сталевар в своем цеху трудовой своей вахтой приближает его решительное торжество.

Не так было, как мы привыкли. Кто с детства в 50-х, а кто с детства в 10-х годах уже нынешнего века. Язык общения власти и народа, привычный поколениям советских и постсоветских людей, оказался забыт. Это было настолько явно, что чувствуешь даже некоторое удивление, смешанное с обидой. Как же так? А космические корабли, бороздящие просторы Большого театра? Где они? Как без них?

Внешняя политика ушла в самый конец послания и по времени и по значению. Более того, говоря об отношениях с нашими партнёрами, Путин использовал исключительно примирительный тон: «Мы не хотим противостояний ни с кем, они никому не нужны. Мы не ищем и никогда не искали врагов, нам нужны друзья».

Даже эти вечные шпильки про «наших так называемых партнёров» уже выглядят не как издёвка, а просто как дань традиции, сформировавшемуся политическому лексикону, практически намёком на интернет-мем Почему же послание стало таким? Почему именно сейчас в 2016-то году?

Ключ к пониманию всего послания лежит в его первых десяти минутах. Путин и государство в его лице очень хочет и старается быть в 2017-ом, в столетний юбилей Великой Октябрьской, взвешенным, ответственным и серьёзным. Привычный поколениям яркий, агрессивный,молодецкий язык и политический стиль, который им «наговаривался» — убраны в чулан до лучших времен, а может и навсегда.

В самом начале послания Путин сказал, что события, приведшие к появлению этого языка, нужно переосмыслить: «Наступающий 2017 год — год столетия Февральской и Октябрьской революций. Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. Не только для историков и ученых — российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий». Но анализ – не значит расчёсывание старых ран и посыпание их солью.

Путин хочет призывает прекратить распрю между «белыми» и «красными», между «жертвами» и «палачами», примириться Хотя бы в нашем, уже котором по счёту поколении. Ну, или если и не прекратить распрю, то хотя бы перестать её постоянно обсуждать. Это не повод, чтобы окончательно примириться – но повод уйти от набившей всем оскомину надрывной повестки дня: «Недопустимо в собственных политических и других интересах спекулировать на трагедиях, которые коснулись практически каждой семьи в России, по какую бы сторону баррикад ни оказались тогда наши предки».

Этот посыл надо понимать более широко: российское общество должно стать более консолидированным, строиться не на борьбе всех против всех, а на взаимоуважении и взаимопонимании. Нельзя допустить раздробленности общества, его атомизации и нужно прекратить бесконечное деление на «либералов» и «консерваторов», «государственников» и «пятую колонну».

Путин задаёт вопрос: «Можно ли достичь значимых стратегических целей в раздробленном обществе?Можно ли решить эти задачи с парламентом, где вместо результативной работы идут состязания амбиций и бесплодные препирательства?» И сам же на него отвечает: «Конечно, нет!».

И хороший способ начать претворять в жизнь эту идею –изменить тот самый политический язык, которым так удобно обсуждать, что процессы над врагами народа 80 лет назад, что сопротивление коварному империализмы и колониализму во второй половине минувшего века, что запреты и ограничение, скажем, на деятельность НКО уже сегодня. Когда «суставчатые пальцы заокеанского агрессора тянутся к горлу», а мы все должны «зорко следить и препятствовать этим тщетным потугам».

Целый век без малого мы жили в условиях постоянной мобилизации и борьбы Вся жизнь простого советского, а затем и российского человека была посвящена метафоре бесконечного подвига и ответа на вызов, затем нового вызова, потом опять и так далее по кругу.

Нужно было постоянно «сжать зубы», «затянуть потуже пояса», «задавить ненавистную гадину». Эта вечная «павкокорчагининщина» стала визитной карточкой Советского Союза и позже России, воплощением нашего политического языка и темой для тысяч анекдотов. Россиянин, которому сейчас хотя бы 40 лет, отлично помнит все эти заклинания: «быть верным памяти предков», «не уронить знамя наших отцов», «стойко держать удар мирового капитализма». Эта нагнетающая пропаганда доносилась из каждого утюга от Калининграда до Чукотки. И, в конце концов, набила такую оскомину, что граждане повсеместно завесили «утюги» тряпками, заткнули уши и стали напевать про себя какую-нибудь ерунду, лишь бы всего этого не слышать. Зажигательные речи уже никого не зажигали, а вызывали очень стойкое и хорошо ощутимое отвращение вплоть до тошноты.

Советский политический язык был мистичен и религиозен –повсюду в мире в каждый момент времени шла невидимая битва добра со злом и хорошего с очень хорошим Каждый школьник, ковырявшийся в носу на уроке биологии, должен был в этот же самый момент осознавать, какие колоссальные силы сталкиваются в мире в эту секунду, и какое место в этом столкновении занимает его Родина. Вот кубинские товарищи бьются с проклятыми прихвостнями Запада в Анголе, вот западногерманские провокаторы в очередной раз пытаются насолить советским пограничникам, а вот в США ни за что ни про что арестовали большого друга Советского Союза, товарища Анжелу Дэвис. Политическая реальность требовала понимать эту рамку и существовать в ней.

Ничего не закончилось и с развалом Советского Союза. Новая российская власть взяла на вооружение всё те же риторические приёмы, только кардинально поменяла их знак. На смену мировой революции, помощи голодающим Анголы и переживаний за судьбу негров в США пришли борьба за демократию, гласность, перестройка, свобода и прочая «либеральщина». Но они требовали всё такого же напряжения голосовых связок ораторов, всё такого же вооружённого внимания слушателя. Прошли годы и снова тренд сменился. «Патриотизмом», «пятая колонна», «снова веет над страною пламя яростных атак». Детей с головой снова начали окунать во всю эту геополитику. Общество озлобилось, ощетинилось, разделилось не на группы по интересам, а на боевые лагеря, где для «правильности» человека важна не аргументация, а верность, вернее слепое соблюдение ее языкового ритуала, основанного на агрессии.

Путин заявляет о том, что с этим надо покончить. Первым делает это с высокой трибуны. Если бесконечно бить в барабаны, то слушатели могут и оглохнуть. Пора сменить регистр – есть ведь и другие музыкальные инструменты.

И это и есть самое главное в его послании Федеральному Собранию.

А уже потом идёт перечисление объёмов надоев, центнеров зерна с гектара, успехов в образовании, медицине, строительстве и прочих отраслях народного хозяйства.

Путин говорит об образовании –оно хорошее, учителя молодцы, но! Школы надо ремонтировать, третьи смены отменять, развивать творческое мышление учеников ещё больше В сельском хозяйстве –сплошные успехи, АПК кормит страну, завоёвывает рынки за рубежом, но фермерам расслабляться не стоит –работать, работать и ещё раз работать.

Борьба с коррупцией – это важно и нужно, но мы уже не говорим о том, что её нужно выжигать калёным железом, а всем коррупционерам прилюдно обрубать руки. «Борьба с коррупцией – это не шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности», — говорит Путин.

О военпроме, о макроэкономике, дорожном строительстве, налогах, ЖКХ и всём прочем – всё в целом в порядке, но есть куда расти.

Вместо мистических достижений и побед в «невидимой брани с Мировым Злом» – у нас увеличение экспорта IT-технологий, вместо исторического прорыва в будущее – хлеборобы хлеборобят, вместо «до основанья мы разрушим» —продумаем стратегию, обсудим и спокойно её осуществим.

Звучит скучновато, но изменения на самом деле знаменует драматические. Последние 100 лет с того самого Великого Октября мы жили в очень лиетратурном мире: преодоление всего и вся, бесконечные стройки века, пятилетка и стахановщины, война и борьба с Драконом –сначала немецкого происхождения, потом американского. С оборотной стороной – мрачный Гулаг, собственный победительный Дракон сжирает детей, мор и глад, вытаптывание демонами государства всего светлого и живого.

Теперь же основной нашей повесткой на 2017 год и, возможно, на многие последующие должна стать атмосфера рабочего совещания, протестантская логика умножения «добра» по кирпичику. Технократизм, власть специалиста, сила спокойного планирования и труда, честное вознаграждение за который дают обществу равно свободу и справедливость – и должны стать нашей стратегией на ближайшее обозримое будущее.