От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 10.05.2016 11:25:51 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

На ветре, под ветром

Приветствую!


На мой взгляд, лучше всего плюсы и минусы наветренного положения объяснены в книге Реверте "Трафальгар":

"Постарайтесь запомнить, ребята, наветренная сторона – это та, откуда дует ветер, а подветренная – та, куда он уходит. Находиться с наветренной или подветренной стороны от противника – совсем не одно и то же, и у каждого расположения есть свои преимущества и свои недостатки. Если, к примеру, ты под ветром, то можешь бить нижними батареями, ба-бах, ба-бах, ба-бах, потому что судно кренится в противоположную сторону и вода не заливает порты; а еще при таком положении твои корабли, если их сильно потрепало или снесло мачты, могут выйти из боя и укрыться за линией баталии, а вражеские ветер понесет прямо под твои пушки, чтобы ты колошматил их в свое полное удовольствие, а если что, твоя эскадра может смыться со всеми удобствами – поставить паруса и помахать ручкой: пока, мол, оревуар, гудбай. Одно плохо, коллеги: когда ты с подветренной стороны, в этом больше минусов, чем плюсов. Если противник находится между тобой и ветром, ему атаковать тебя проще простого, а для тебя все усложняется в тысячу раз: и подход, и абордаж, и перестроение, а прибавьте еще риск, что на твоем судне возникнет пожар, потому что эти проклятые искры и разные обломки, которые загорелись от своего или чужого огня, начнут сыпаться тебе на голову (а это такой кошмар, коллеги, что не дай вам бог), да еще дым своих и чужих батарей – в нем вообще собственных рук не разглядишь. Одним словом, это такое дело, что не приведи господь, клянусь вам. Кораблям же, которые находятся с наветренной стороны, маневрировать не в пример легче, к тому же ветер сносит дым и искры в сторону противника, так что сигналы своих читаются лучше. Короче, у тебя все чисто-гладко, а те, что на другой стороне, задыхаются в собственном дыму. Кроме того, если, находясь на ветре, корабли заложат крутой бейдевинд – это значит идти почти против ветра, когда он будто скатывается к самой корме, – они могут уйти, и их почти наверняка не догонят; а если они собрались атаковать, ветер дает им возможность самим выбирать, где, как и когда… Понимаете?"

То есть тут самое главное понять, что самое важное преимущество подветренного положения - это возможность использовать пушки нижнего дека.
Самое главное преимущество наветренного положения - свобода в маневре. То есть находящиеся на ветре выбирают, где, как, когда и какими силами нападать, и когда прерывать бой.
Ну и еще одна вещь. На мой взгляд - главная. Положение на ветре или под ветром определяется всегда относительно противника. Выяснять, одиноко плывущий корабль находится на ветре или под ветром - бессмысленно. То же касается и соединений кораблей. Самый яркий пример - Непобедимая Армада. Так, многие пишут, что англичане были на ветре относительно испанцев. Это замечание имело бы смысл, если бы оба флота готовились к сражению и находились в галфвинде, или сближались на встречу друг другу.
Однако мы знаем, что испанцы шли с запада на восток, и имели конечную цель на востоке. А Англичане просто шли за испанцами. Относительно главной цели как раз испанцы были на ветре (то есть впереди англичан). Английское положение давало островитянам свободу в маневре, и... все. Англичане в таком положении не могли предотвратить ни высадку, ни соединение испанцев с транспортами Фарнезе. Поэтому здесь упоминание о наветренном или подветренном положении не имеет смысла.


Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота