От М.Токарев Ответить на сообщение
К certero Ответить по почте
Дата 20.02.2017 20:41:45 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Армия; 1941; 1917-1939; Версия для печати

Рекомендую книгу Тима Рипли "Штыки к бою! Штык на полях сражений ХХ века"

Доброе время суток!

В 2006 году в "Яузе.Эксмо" вышло переводное исследование британского военного историка об опыте штыковых боев с русско-японской войны до Фолклендов. Правда, в книге ничего нет о российских штыковых боях Первой мировой войны и последующего времени, зато армии стран Запада (прежде всего, США - особенно морпехи, и британцы) расписаны там вполне подробно. Цитата из автора: "«…сколько бы ни стреляли друг в друга сражающиеся и с какого бы большого расстояния ни поражали они порой даже не видимые им самим мишени, однажды наступает момент, когда приходит «час штыка» - минута рукопашной схватки, когда враги сходятся один на один, когда можно только победить или…погибнуть»

>>>И вот возникает вопрос - откуда действительно у РККА в 20 веке немалая часть тактической подготовки заточеной на штыковой удар на древнее "набигание"?
>>>Откуда - зачем штыковые атаки в 20 века? Японцы не считаются - они дикие.
>>

>Что до ВМВ, то единственное описание штыкового боя я читал в худлите.
>Да и как то сложновато было со штаками на ППШ:)

Рекомендую методическую брошюру капитана С. Фельдмана "К вопросу о рукопашном бое", опубликованную "Воениздатом" в 1953 году. Автор приводил такую статистику, основанную на опросах ветеранов Отечественной войны, продолжавших службу в рядах Советской Армии в конце 1940-х гг.:
"...В статье "Главное в тактической подготовке пехоты" ("Красная звезда", 1946 г., №63) генерал-лейтенант Герасимов пишет:
"С дистанции 40-50 метров атакующая пехота прекращает огонь, чтобы одним решительным броском достичь траншей противника. С дистанции 20-25 метров она применяет ручные гранаты, метаемые на бегу. Дальше следует выстрел в упор и поражение врага холодным оружием".
Если сопоставить эти высказывания с положением наших уставов: "Пехота сильна своим огнем в сочетании с движением вперед, завершаемым решительным штыковым ударом", то станет ясно, что в современной войне штык ни в коем случае не потерял своего значения. Об этом же свидетельствуют собранные нами материалы. Мы решили опросить возможно большее количество участников Великой Отечественной войны, принимавших участие в атаках, завершавшихся рукопашной схваткой. Эта работа отняла у нас год времени, но вполне себя оправдала. Вместо отвлеченных рассуждений мы получили фактический материал от людей, принимавших непосредственное участие как в атаке, так и в рукопашной схватке. Всего было опрошено в частях 2018 человек:
648 офицеров (32,1%), 966 сержантов (47,8%) и 404 рядовых (20,1%). Из них в атаках участвовало 1 990 человек (98,6%). Среди опрошенных: саперов-22, мотострелков-92, танкистов-313, артиллеристов - 364, стрелков - 1 199. Указанные 1 990 человек в общей сложности ходили в атаку 7 754 раза, т. е. каждый в среднем 4 раза. Кроме того, им приходилось 415 раз видеть атаки других подразделений, т. е. тоже в среднем по 4 атаки, и отражать атаки противника.
Эти цифры (более 16 000) свидетельствуют о том, что атака является наиболее частым и решающим действием для достижения успеха в современном бою и что обучение атаке необходимо проводить, во всех родах войск. Из 1 990 человек, участвовавших в атаках, рукопашный бой применяли 883 человека, т. е. 44%. При рукопашном бое ими было применено: уколов штыком-399, ударов прикладом-390, уколов с отбивом оружия противника-11, ударов ножом-кинжалом-116, малой лопатой - 96, большой лопатой - 53.
Эти данные показывают, что атаки действительно завершались, рукопашным боем и что при этом приходилось применять не только штык, приклад и нож-кинжал, но малую и большую саперные лопаты. В то же время винтовка со штыком в рукопашном бою применялась гораздо чаще, чем все остальные средства.
Рукопашные схватки происходили: в поле (1410 случаев), в лесистой местности (11 185 случаев) в населенных пунктах (196 случая) и реже в иных условиях. Таким образом, при подготовке к атаке нельзя упускать из виду специальной подготовки войск для рукопашного боя в различных условиях.
Любопытны также следующие данные: из 1 282 атак противник принял (допустил до рукопашного боя) 372 (29%), а в 910 случаях (71%) уклонился от рукопашного боя.
Таким образом, становится очевидным, что наши подразделения стремятся доводить атаку до рукопашной схватки (а не до "дистанции прицельного выстрела из автомата", как считает подполковник В. Ганкевич).
Наряду с этим, полученные данные подтверждают стойкость наших войск в обороне. Опрошенные нами товарищи отметили 9 405 случаев атак противника (в том числе 1 025 случаев перехода его в контратаку). При этом отмечено применение ручных гранат в 1 134 случаях (69%), штыка - в 270 случаях (16%), других средств, в том числе подручных, - в 134 случаях (15%)..." Цит. по: http://vrazvedka.ru/main/learning/ruk-b/feldman-01.shtml

По худлиту. Сцена ночного штыкового боя "кремлевских курсантов" с гитлеровцами, застигнутыми врасплох во время их ночлега в подмосковной деревне в ноябре 1941 года, подробно описана в повести "Убиты под Москвой" (1963) Константина Воробьева, непосредственно участвовавшего в этом боевом эпизоде.
В главе 16 первой книги романа Ивана Стаднюка "Война" (1970) опять-таки на основе личного опыта автора описаны бои середины июля 1941 года под Чаусами с применением штыков:
"– Да ты же помнишь: это была, кажется, седьмая наша контратака, на клеверном поле! Втолковываю: хлопцы, если хотите уцелеть, держитесь от меня справа и слева, но штыком не работайте, а палите по тем гитлерякам, которые в меня целятся. И получилось!.. Ломлюсь, понимаешь, под их охраной и работаю длинным уколом с выпадом. Карабин, как игрушечка, летит вперед!.. Ну, иногда там – правый или левый отбив вниз… За такую работу на штурмовой полосе в училище мне всегда пятерку ставили.
– И многих укокошил? – с недоверием поинтересовался Колодяжный.
– Ни одного! – Иванюта заразительно засмеялся. – Я же с расстояния, выбросом карабина!.. Понимаешь? Чтоб штык только коснулся, но… обязательно головы! И валятся как снопы!.. От шока… Дошло?.. Длинный выпад навстречу, легкий удар острием штыка в лицо, или в лоб, или в шею – и бросает фашист автомат, копыта в стороны, и будь здоров!.."

В действительности всё обстояло совсем не так, чем на самом деле.
М. Токарев