От Владимир Старостин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 26.11.2000 11:10:20 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

конфа о морской войне на Севере

день добрый
вот нашел случайно - кто-нибудь знает об итоге?
-----------------

C 29 августа по 1 сентября
в Архангельске состоится международная научная конференция
“Война в Арктике. 1939 – 1945”
Время проведения конференции выбрано не случайно. 31 августа (1941) – дата прибытия первого северного конвоя в Архангельск, 1 сентября (1939) – начало Второй Мировой войны, а 2 сентября (1945) – 55 лет со дня ее окончания (дата, о которой, в отличие от 9 мая, по непонятным причинам забывают у нас в стране).

Конференция финансируется Поморским научным фондом при поддержке фонда Конрада Аденауэра, а также Генерального консульства США в Санкт-Петербурге.

На участие в конференции уже получены заявки от более, чем 50 ученых из 11 стран. Среди них такие известные в мире исследователи, как Юрген Ровер (крупнейший историк военного флота Германии в годы Второй Мировой войны), Франц Зеленгер, Антуан Капет, Стив Макдональд. Планируется участие генерального консула ФРГ и вице-консул США. В конференции примут участие также известные в этой области российские ученые (И.А. Амосов, В.П. Пузырев, С.С. Бережной, Н.И. Барышников) и ветераны Северного флота.

Открытие конференции планируется провести в помещении Гостиных Дворов, там же вслед за пленарным заседанием пройдет пресс-конференция для журналистов. Затем участники конференции продолжат свою работу на борту парохода “Гоголь”, а 1 сентября в актовом зале областной библиотеки им. Добролюбова состоится заключительное пленарное заседание.

О боевых действиях в Арктике в 1939 – 1944 гг. написано уже достаточно, но не все пока еще события изучены. В настоящее время много пишется о событиях в Арктике периода конца 1939 – начала 1941 г. Например, интересен факт пребывания немецких судов в Западной Лице. Нуждаясь в базе, имеющей выход непосредственно в Атлантику, Германия попросила Сталина предоставить им пункт базирования в Кольском заливе. Секретный объект (“База Норд”) сыграл значительную роль в захвате нацистами Норвегии.

Следующий этап деятельности германского флота в Арктике в начале мировой войны был связан с переходом вспомогательного крейсера “Комет” Северным морским путем при помощи советских ледоколов “Ленин”, “Сталин” и “Каганович”. Ранее об этом переходе говорили как о случайном и вынужденном: “Комет” якобы оказался в безвыходном положении и, не решившись прорываться через Датский пролив в Атлантику, прошел Северным морским путем в Тихий океан, и, совершив кругосветное плавание, возвратился в Германию. Фактически же все было решено ранее. По соглашению с советским правительством (а, точнее, со Сталиным и Молотовым) вспомогательный крейсер, вышедший 9 июля из Бергена, включался в следовавший на Дальний Восток конвой. “Комет” рвался в Тихий и Индийский океаны для нарушения британских коммуникаций. Действуя на коммуникациях Тихого и Индийского океанов немецкий крейсер потопил девять судов и только в ноябре 1941 г. вернулся в Германию.

Пересматриваются также и многие, известные и ранее факты и события периода Великой Отечественной… Легенды в истории ВМФ России, особенно этого времени, оказались невероятно живучи: таллинский переход 1941 г., А.И. Маринеско как “личный враг Гитлера”. Много их и на Северном флоте.

Например, в журнале “Ветеран границы”, изданном к 300-летию Российского флота описывается “подвиг” сторожевого корабля “Бриллиант”, который 23 сентября 1944 г. в Карском море “прикрыл своим корпусом флагман каравана и принял на себя удар торпеды, выпущенной вражеской подводной лодкой”. Между тем установлено, что акустическая торпеда не оставляет следов на воде и торпедирован “Бриллиант” был ночью при волнении моря в 5 – 6 баллов, т.е. заметить атаку противника и “перехватить” торпеду на себя сторожевик не мог. Получается, что героическая гибель “Бриллианта” всего лишь красивая легенда.

Красочно описаны гибель парохода “Александр Сибиряков” и отражение набега крейсера “Адмирал Шеер” на Диксон. Между тем никаких повреждений немецкий крейсер, скорее всего, не получал: корпус судна сотрясался от залпов собственных орудий, а дымовую завесу защитники Диксона приняли за пожар на судне. Корабль после этого похода не ремонтировали, а остаться незамеченными три прямых попадания 152-мм снарядов, разумеется, не могли.

Был ли торпедирован советской подводной лодкой немецкий линкор “Тирпиц”? Большинство историков сейчас склонны ответить на этот вопрос отрицательно. Этому будет посвящен специальный доклад на конференции председателя всемирной Ассоциации военно-морской истории профессора Ю. Ровера и известного российского историка, профессора А.В.Басова.

До недавних пор мы изучали, а стало быть представляли, военную историю односторонне, главным образом, опираясь на официальную идеологию с применением лишь "открытых" российских источников. Настало время обратиться к материалам нам неведомым, недоступным. Большая их часть сосредоточена в зарубежных архивах. Об этих материалах и выводах, сделанных на их основе, и расскажут зарубежные историки.

Результатом конференции станут совместные проекты, появятся новые публикации, расширятся взгляды на исторические факты.
-------------
http://www.angelfire.com/wv/volk959/index.html