От Sereda Ответить на сообщение
К И.Т.
Дата 11.01.2017 06:50:09 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Катастрофа; Школа; Культура; Версия для печати

Что с чем сравнивается?


>Это и есть невежество нового типа. Люди, которые даже невоцерковленными сохраняли, как говорят богословы, «естественный религиозный орган», соединяли важную «сеть знаний» посредством своей религиозной картиной мира. Но сдвиг к оккультизму и суевериям эту картину мира рассыпал – и люди отступают от натиска невежества. Какие глупости о религии приходилось слушать в 1990-е годы от видных интеллектуалов, которые вдруг стали креститься на каждую церковь!


Что люди знали о христианстве в советские времена? Насколько я помню, большинство думало, что православные представляют Бога в виде старика на облаке.

Образованный советский человек начал активный поиск суррогата религии ещё задолго до Перестройки. Гласность только позволила выражать свои мысли открыто.

С. Кара-Мурза представляет дело так, будто СМИ манипулируют обществом. Это правильно для советских реалий и системы тотальной пропаганды. Когда до каждой районного газеты доходят "ориентировки", и каждую районную газету контролирует районный же комитет партии.

В реалиях Гласности это уже было не так. Газеты, ТВ просто работали на публику. Что люди хотели смотреть и читать - то они и показывали.

У позднесоветского человека был запрос на духовность - свободный журналист показывал эту духовность так, как он её видел и как это видела его аудитория. Инопланетяне, Кашпировский, экстрасенсы, тепепатия, паранормалка - это была религия и духовность позднесоветского общества.

В невежество советское общество погрузили значительно раньше - воинствующие безбожники, спецхраны, диаматовсцы и проч.

То, что описывает С. Кара-Мурза, это просто вышедшая из подполья советская духовная культура. Да, в начале 90-х было политическое увлечение Церковью. Но потом, когда схлынула политическая конъюнктура, более чётко проявились контуры "позднесоветской эклектики".

Это естественно. Сейчас люди получили доступ к знаниям, к информации. Уже формируются новые широкие интеллектуальные элиты, которым не было нужно восполнять ограниченность своих знаний самопальным невежественным бредом. Так что на проблему невежества следует смотреть оптимистичнее.