От Марина Кондратова Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 23.12.2005 01:53:36 Найти в дереве
Рубрики Администрации; Версия для печати

Великая Отечественная - великие загадки

Уважаемый Евгений!
Обращаюсь к Вам с просьбой. Не можете ли мне помочь какой- либо информацией по интересующему меня вопросу, если же, конечно, ей располагаете.
Моя история напоминает мне детектив. Дело в том, что 6 октября 1941 года попал в плен мой дедушка. Он был начальником сухопутной артиллерии островов Моонзундского архипелага (Эзель, Моон, Даго). Он прибыл на острова с 3 отдельной стрелковой бригадой ( по крайней мере эвакуационное удостоверение его семье выдано управлением 3 осб и подписано начальником штаба полковником В.М. Пименовым 25 июня 1941, и мама в свое время беседовала с его сослуживцами Елизаровым и Ершовым (нач.штаба Ключникова Н.Ф. на о.Муху). Дед был в начале войны в звании подполковника, но Ершов сказал, что ему присвоили звание полковника в ходе обороны островов, также, как и стар. лейтенанту Букоткину, командиру 43, а затем и 25-А батареи присвоили звание капитана, и начальнику артиллерии БОБРа капитану В.Н. Харламову – звание майора.
Имя моего дедушки – Дмитрий Михайлович Гордеев.
Служить в РККА он начал в Революцию. В Гражданскую воевал вместе с Буденным. Около 1935 года был в 11 механизированном корпусе, который дислоцировался в Петергофе. Закончил курсы «Выстрел», почему-то в Казани. Примерно в 1936 ему делали операцию в связи с саркомой горла ( вставили трубку), поэтому он не мог громко говорить. Его даже хотели демобилизовать после операции. Участвовал в Финской войне (я предполагаю, что в составе 11 мехкорпуса). У меня есть его фотографии на фоне раскуроченного ДОТа укрепрайона Суммы.
Служил в составе 33 танковой дивизии в Луге ( кажется, оттуда и ушел на Финскую). Мама в 1970-е беседовала на Лужском полигоне с человеком, которые его хорошо помнил, он сказал, что «мы до сих пор стреляем методом Гордеева».
Дед был награжден медалью XX лет РККА (удостоверение № 015653) от 22 февраля 1938 года в один день с Шапошниковым Б.М.
На островах дедушка, как рассказывали Ершов и Елизаров, держался вместе (я так понимаю, что был приятелем) с Гавриловым, Ключниковым, Елизаровым (как я поняля, он был «главный завхоз») и Ершовым.
6 октября на п-ове Сырва попал в плен вместе с ними и Харламовым (он, может быть ,«присоединился» позднее).
Очень меня заинтересовал Харламов Вениамин Михайлович, даже не он, а его брат. Брат – Харламов Николай Михайлович был в 1941-1944 военно-морской атташе при посольстве СССР и Глава военно-морской миссии в Англии. В 1949 – адмирал. В 196 7-1971 начальник Военно-научного управления ВМФ. С 1971 в отставке. Личность заметная.
Извините за азарт, но сейчас начинается самое интересное. Имя Ершова встречается в книгах, но не очень часто, имена Ключникова и Харламова – часто. Но я не встретила ни разу имена Елизарова и деда.
Если я Вам не наскучила, я продолжу. В начале 70-х годов мой отец подает заявление на поступление в Академию Генштаба. Он закончил с отличием Нахимовское училище, также с красным дипломом Дзержинку (механик), и еще раз с отличием Марксизма-Ленинизма. Служил под Мурманском (Североморск-7), где я и родилась, дослужился до кап III. Участвовал в «Кубинском конфликте», извините, это моя интерпретация. Первые атомные подлодки и т.д.. Примерный послужной список, прекрасный командир и т.д. и т.п. И вот он хочет стать кем-то вроде атташе. Ему вдруг говорят: «Ничего у Вас не выйдет. Папа Вашей жены – очень важный резидент. Мы Вас принять, как Вы понимаете, не можем, но, если он выйдет с Вами на связь, срочно дайте нам знать». Папа, естественно, в шоке. Мама тоже. Она, кстати, получала за «резидента» пенсию до совершеннолетия (1958) и впоследствии, как ни смешно в 1973 году за деда дали 3-комнатную квартиру в Ленинграде. Когда мама собирала документы на квартиру, дед числился в архивах как «пропавший без вести».
Мама бросилась искать информацию. Нашла Елизарова и Ершова. Он ей сказал, что они попали в лагерь в г. Валга. Елизарова там (за что его все потом «тюкали» и, как я понимаю, поэтому про него ничего и не написано в литературе) выбрали русским комендантом лагеря. Там очень плохо кормили, и когда офицеры стали возмущаться, немцы сказали: «это ваши воруют продукты», выберите старшего, чтобы все контролировал. Стали выбирать. Дедушка сказал: «Давайте выберем Елизарова, он ни сам не украдет, ни другим не даст». Ершов потом попал в лагерь Саласпилс, потом в Германию, где работал на заводе, делал рельсы.
В мае 1942 года Ключникова, Харламова и Гордеева немцы отправили из Валги в
Германию. Им нужны были артиллеристы. Харламов и Ключников вернулись. Гордеев – нет.
Ершова в 1964 году восстановили в партии.
Харламова Вениамина Михайловича – в 1951. Его стали повышать по должности, но военная общественность сильно зароптала, и он вскоре демобилизовался. Жил (а может быть и живет) в Таллине.
Мама пыталась с ним связаться, но давний друг семьи, который был на севере и потом жил в Таллине, работал в КГБ, сказал ей, что, во-первых, все разговоры о иностранном резиденстве – ерунда, во-вторых, не надо звонить Харламову.
Еще один друг семьи, который дружил перед войной с дедом, Никонов Николай Павлович, «главный чекист» авиаполка ЛенВО (они с дедом познакомились в Луге), сказал маме: «Я тебе ничего не скажу по этому поводу, кроме того, что гордись своим отцом». Это было в те же 70-е годы.
Я перелопатила кучу информации, но имя и фамилии деда не нашла ни в ВОВ, ни в Финскую, ни в танковых частях. В Луге (33 танковая дивизия) он был то ли командир полка, то ли начальник артиллерии. Прошу Вас, помогите мне, пожалуйста.
Если на форуме кто-либо интересуется 3 отдельной стрелковой бригадой, то я всегда к услугам, знаю я о ней немало.
Заранее благодарна.
Кондратова Марина.