От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Prepod
Дата 28.02.2019 14:50:47 Найти в дереве
Рубрики Современность; ВВС; Версия для печати

долгосрочное должно опираться на краткосрочное

>>>Не следует преувеличивать глубину раскола - всё это пройдёт. В истории уже не раз бывали периоды сближения Турции/Османской империи с Россией/CCCР. Все эти периоды были достаточно краткими и неизбежно заканчивались возвращением Турции к традиционной политике сдерживания России.
>>
>>Только у нас с турцией сейчас практически нет противоречий. Раньше основной проблемой были проливы, а сейчас режим их работы всех устраивает.
>Добавлю, что современная Турция несколько меньше увлекается пантюркизмом, чем 20 или 30 лет назад. А это тоже один из потенциально конфликтных вопросов. Другой вопрос, насколько это долгосрочная тенденция, а насколько текущая конъюктура.

Современная Турция еще более расколота, чем 20 или 30 лет назад, и говорить о ней как о чем-то однородном так же некорректно, как о "США", "Великобритании", "Франции" (или "России").
Правильно сказать - Эрдоган со своей кликой несколько притормозил с пантюркизмом и исламизмом, поскольку осознал, к чему могут привести дальнейшее раздувание пожара на собственной юго-восточной границе и окончательный разрыв с наиболее образованной и квалифицированной частью турецкого общества. Это делает ему честь, как политику, но сути его и его сторонников не меняет.

Половина Турции (основной электорат Эрдогана) по-прежнему склонна к пантюркизму и исламизму, а вторая половина с ним пока смирилась, как с терпимым злом (но из этого не следует, что она видит маяк и идейную альтернативу в российской олигархии).

Если же вернуться к теме, стратегическая долгосрочная кооперация (типа "совместной разработки Су-57") всегда должна опираться на налаженное низовое взаимодействие. То есть на предваряющие мелкие совместные проекты, в ходе которых заинтересованные организации двух сторон притираются друг к другу, налаживают контакты, достигают взаимопонимания и взаимного доверия, оценивают возможности друг друга и т.д.

Такое корневое взаимодействие между турецкими ведущими военно-промышленными компаниями и российской стороной отсутствует полностью, и не просматривается никакого стремления его создать. По крайней мере, мне неизвестен ни один нынешний турецкий военно-технический проект, в котором имелась бы хоть какая-нибудь российская доля - в виде произведённой в России детали или совместной разработки. Как мрийщики собираются перескакивать с этого почти нуля к реальному (не только в "политических декларациях верхнего уровня") стратегическому парнерству - непонятно.

"Почти" - поскольку есть единичное исключение в виде лицензионного договора по налаживанию в Турции производства С-400. Наполовину в долгосрочный кредит, и турецкая сторона особо подчеркивает, что последующее обслуживание и содержание турецких С-400 должно осуществляться исключительно турецкой стороной. Но это не совместная разработка, а передача пакета технологий под "ключ", из которого турецкие компании будут потом выдергивать подходящее.

Как пример отсутствия низового взаимодействия даже там, где оно, казалось бы, могло быть наиболее плодотворно, можно привести турецкую национальную программу развития ПВО "снизу вверх" - HISAR, https://www.globalsecurity.org/military/world/europe/hisar.htm
В её рамках в 2018 г. испытали и запустили в производство свой 6-км ПЗРК (фактически турецкое развитие "Стингера") и 15-км Hisar-A (фактически "Чапарэл" нового поколения). Сейчас успешно испытывается и в 2020 г. должен войти в серию 25-км Hisar-O, по концепции аналогичный израильскому "Спайдер" или французскому VL MICA. Затем последуют 50-км Hisar-ON (аналогичный SPYDER-MR повышенной дальности) и Hisar-U (аналогичный С-350 "Витязь" или, точнее, южнокорейскому аналогу L-SAM - видимо, с южнокорейцами и будут кооперироваться).

Эта программа задействует все главные турецкие компании - особенно ракетную "Рокетсан" и радиоэлектронную "Асельсан" - и российское участие в ней равно нулю. На сегодня наиболее актуален Hisar-O, в нём турки опираются только на США, а также по мелочам на компании из Польши и Австрии. Ничто российское туда не приглашают. И это касается всего диапазона турецких разработок - будь то ПТУРы, УАБ, крылатые ракеты, РЛС, БПЛА, бронетехника, что угодно другое, в российскую сторону их разработчики не смотрят (разве что как на вероятного противника). Т.е. ситуация точно такая же, будь эти "Рокетсан" и "Асельсан" из Великобритании или Швеции.

Замечу в заключение, что взирать на Турцию по-ретроградски свысока не стоит. Эта страна развивается намного динамичнее современной России, имеет сейчас здоровую демографию, по такому ключевому показателю, как "добавочная стоимость в обрабатывающей промышленности" приблизилась к уровню России, а на душу населения превзошла (в 2017 г. 188 млрд долл. у России, 149,5 млрд долл. у Турции - https://www.theglobaleconomy.com/rankings/manufacturing_value_added/ ). Это относится и к военной промышленности - по многим направлениям турки уже вышли на российский уровень, по некоторым даже опередили (к примеру, по ударным БПЛА, или запустили в серию свой БТР нового поколения, пока дерипаскин "Бумеранг" всё еще в непонятном состоянии).