От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Pokrovsky~stanislav
Дата 07.12.2008 03:48:13 Найти в дереве
Рубрики Идеология; Версия для печати

Социальная сторона

По ходу обсуждения мы слишком ушли в вопросы существенно теософские.

И совершенно игнорируем самую, пожалуй, существенную функцию религии - управленческую.

Само слово "кормить" только в новое время приобрело значение "давать поесть". Ранее оно имело значение руководить, управлять. Оно родственно слову "кормчий".
Духовная власть управляла людьми. Подсказывала правила добродетельной жизни в окружении себе подобных.

Люди духовного звания были носителями знаний: сельскохозяйственных, ремесленных, монастыри работали как селекционные станции, как высококультурные сельскохозяйственные предприятия, занимались строительством дорог, мостов, акведуков, металлургией, металлообработкой, соледобычей, сами торговали и были организаторами ярмарочной торговли, заведовали мерами и весами, учили в монастырских школах детей.
Церковь, которая якобы "не от мира сего", как свидетельствует история, была очень даже мирским институтом, была погружена в обыденную жизнь почти с головой.

А потому накапливала практический опыт, сохраняла и преумножала его, распространяла его на новые территории. Вместе со словом божьим на Русский Север, на Урал приходило земледелие, приходили ремесла, приходили ямские тракты.

И слово божье не было оторвано от этой практики, оно сопровождало практику. Поддерживало ее. И на ней же поверялось. От приемов вспашки и сева до государственного строительства
Только в таком теснейшем соединении практики и мысли и возможна адекватность церковного кормления - управления людьми.
Церковь и монастыри - родили собственно науку.
Позиционная запись чисел появилась в монастыре, логарифмы придумал монах Непер, метод экспериментального познания мира рожден монахом-францисканцем Бэконом.
В монастырях рождена европейская агротехническая культура, в монастырях родились алхимические производства красок для текстильной промышленности.

Мне представляется, что современная форма существования церкви - есть прыжок в никуда. Церковь в ее современной форме - есть живой труп. Т.е. структура, потерявшая связь с реальной жизнью. И это не наследие советского времени. Это устранение церкви от мира занимает все Новое время.

Если мы говорим о необходимости возрождения духовности, культуры, возвышающей человека, то должны говорить вообще о создании нового института духовного управления обществом. Института, который пронизывает все общество насквозь. Работает на полях, в лабораториях, ловит на траулерах рыбу и добывает нефть. Во всем этом компетентен. И из всего извлекает, накапливает и перерабатывает опыт, превращает его в знания и распространяет их. По ходу дела наделяя это знание вкусом более высоких ценностей, связью с Богом, с природой, с народом и государством, с общим взглядом на мир.
Только такой институт жизнеспособен и животворящ.

Собственно содержание православного атеизма и должно сотоять в том, чтобы человек, который по тем или иным причинам не может уверовать в Бога, был близок Богу уже тем, что он трудится в системе, которая Ему угодна. Тем, что его сознательные душевные усилия, направленные на поиск технологии, на рационализацию, на спасение от наводнений или пожаров, просто на недопущение ошибки, - приравниваются молитве. Мы не можем сказать, насколько самому Богу угодно такое положение, при котором человек не верит в его существование. Но мы можем гарантровать, что если он угоден другим, тем, которые стоят в том же строю, то они во-первых, принимают его как своего, а не инородное тело, а во-вторых, еще и по собственной воле замолвят беред Богом словечко за неверующего воина Бога.

Может, и вправду, нечего дергаться из-за РПЦ. ну ее в хлам! Сама околеет. Лучше растить живое древо, чем пытаться вдохнуть жизнь в засохшее.