От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 14.09.2018 09:36:34 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Как применять БМП (1975 г.)

К обсуждению https://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2865915.htm

БОЕВЫЕ МАШИНЫ ПЕХОТЫ В БОЮ

Подполковник В. ПИШАКОВ, майор Л. КИРПАЧ

Мотострелковые подразделения, оснащенные боевыми машинами пехоты, обладают мощным вооружением, высокой проходимостью и маневренностью. Опыт учений показывает, что выгоднее всего их использовать для развития успеха. Однако в бою подразделениям придется не только наступать в глубине, атакуя промежуточные рубежи и преследуя отходящего противника, но и прорывать подготовленную заранее оборону, с ходу форсировать водные преграды, за короткое время создавать устойчивую и активную оборону, действовать в разведке и походном охранении. Основываясь на опыте проведенных тактических занятий и учений, рассмотрим наиболее целесообразные, на наш взгляд, способы применения боевых машин пехоты в различных видах боя.

Так же как и на бронетранспортерах, мотострелковый батальон на боевых машинах пехоты способен наступать в первом и втором эшелонах, составлять резерв, действовать в передовом отряде и выполнять другие боевые задачи. Наступление может проводиться как с ходу, после выдвижения из глубины так и из положения непосредственного соприкосновения с противником. Когда ядерные удары по переднему краю не наносятся, батальон прорывает оборону противника, как правило, в пешем порядке. Это объясняется тем, что современная оборона насыщена большим количеством противотанковых средств и инженерных заграждений, обладает высокой устойчивостью против огня артиллерии и ударов авиации. И вряд ли можно рассчитывать на надежное подавление всех или большинства огневых средств. Оставшись непораженными, они будут в состоянии нанести большие потери атакующим БМП.

Спешивание личного состава в этих условиях производится обычно после развертывания танков и мотострелковых рот в боевой порядок на рубеже, назначаемом в зависимости от условий местности как можно ближе к переднему краю обороны противника.

Следует заметить, что от того, как быстро и правильно подразделения спешатся, во многом зависит успех атаки. Иногда это упускается из виду. В результате получается, что по команде «Приготовиться к спешиванию» боевые машины пехоты вместо того, чтобы сделать рывок и подойти вплотную к танкам, продолжают двигаться в 200—300 м от них. Пока происходит спешивание, удаление еще больше увеличивается. В итоге передний край обороны противника танки атакуют сами по себе, а мотострелки — сами по себе. Случись подобное в реальном бою — и дело может кончиться тем, что танки, оставшись без огневой поддержки мотострелков, будут уничтожены противотанковыми средствами ближнего действия. Мотострелковые взводы в свою очередь также понесут большие потери и не выполнят своей задачи.

Не менее важным моментом является и преодоление наступающими минновзрывных заграждений противника. Делается это обычно в тот момент, когда поддерживающая артиллерия, чтобы не поразить свои войска, переносит огонь а глубину обороны. И это, конечно, незамедлительно использует противник. Он сосредоточивает по танкам и мотострелкам, преодолевающим по проходам заграждения, огонь всех средств, стремясь нанести атакующим максимальные потери. Следовательно, быстрое обнаружение и уничтожение оставшихся огневых средств противника — задача первостепенной важности. Многое здесь зависит от умелого использования огневой мощи БМП, которые после спешивания личного состава должны своевременно занимать удобные позиции и поддерживать атакующих огнем в момент преодоления заграждений и при атаке.

После уничтожения противника в опорных пунктах на переднем крае обороны боевые машины пехоты выдвигаются к своим подразделениям и, перемещаясь скачками от укрытия к укрытию, огнем обеспечивают их наступление.

Сочетание огня и движения, непрерывное взаимодействие между атакующими танками, мотострелками и боевыми машинами пехоты играет исключительно важную роль. Опыт показывает, что если БМП будут наступать в боевых порядках мотострелков, то противнику не составит труда поразить легкобронированные цели противотанковыми средствами, подавляющее большинство которых ведет огонь на дальность до 350 м. Огонь же стрелкового оружия в движении эффективен лишь с 250—300 м. Таким образом, мотострелки не сумеют надежно прикрыть наступающие БМП. Что же касается орудий и ПТУРС, то они с успехом применяются и с расстояния в 400—500 м.

По мере ослабления сопротивления противника командиры подразделений вызывают БМП и сажают на них личный состав. Затем машины устремляются за танками, мотострелки ведут огонь через бойницы.

На одном тактическом учении мотострелковому батальону под командованием капитана А. Гайнулина была поставлена задача с ходу прорвать оборону «противника» и развивать наступление в глубину.

Передний край роты атаковали в пешем порядке вслед за танками, боевые машины выдвигались за мотострелками на удалении 500—600 м. После разгрома батальонных резервов командиры подразделений посадили личный состав на БМП и, уничтожая на ходу отходящие подразделения, устремились в глубину.

При атаке промежуточного рубежа, насыщенного огневыми средствами, мотострелки снова спешились. Наступление на БМП они продолжили после овладения ротным опорным пунктом. И так, чередуя действия на боевых машинах пехоты и в пешем порядке, командир батальона сумел достигнуть высоких темпов наступления.

При наступлении из непосредственного соприкосновения с противником мотострелковые подразделения на БМП занимают исходное положение в непосредственной близости от него. При этом личный состав располагается в траншеях, а машины — на огневых позициях с таким расчетом, чтобы поддерживать свои подразделения огнем ПТУРС и орудий. Во время огневой подготовки БМП уничтожают цели на переднем крае и в ближайшей глубине. Их перемещение в ходе атаки производится так же, как и при наступлении с ходу.

Атака обороняющегося противника на боевых машинах пехоты возможна в том случае, если по его опорным пунктам наносятся ядерные удары. Разумеется, при этом большая часть противотанковых средств будет уничтожена, и мотострелковые подразделения получат возможность вслед за танками атаковать на машинах. Для уменьшения потерь от огня уцелевших противотанковых средств, особенно ближнего боя, атака ведется в высоком темпе, на больших скоростях. Боевые машины пехоты следуют непосредственно за танками и совместно с ними стремительно проникают в глубину обороны противника.

Уничтожив живую силу и огневые средства на переднем крае, подразделения решительно развивают наступление в глубину, используя разрывы и бреши в боевых порядках противника.

Ведя активную разведку командиры подразделений вскрывают характер обороны на промежуточных рубежах, степень оборудования встречающихся опорных пунктов, силу и состав резервов и в зависимости от этого принимают решения о способах дальнейших действий. Если противник занимает подготовленную оборону, то командир подразделения, не ожидая приказа старшего начальника, обязан принять решение на переход к действиям в пешем порядке.

Атака промежуточного рубежа на машинах с ходу целесообразна, если оборона противника не подготовлена, система огня не организована, противотанковые средства не заняли огневые позиции, перед передним краем отсутствуют минновзрывные заграждения. При таких действиях в полной мере используются высокие боевые возможности БМП.

Маневр в глубине обороны, рейды мотострелковых подразделений в обход опорных пунктов и узлов обороны позволяют наступающим успешно использовать такой фактор, как внезапность действий. Мотострелковые подразделения на БМП, удачно применяя рейдовую тактику действий, в ряде случаев будут громить превосходящего по силам противника.

Не менее выгодные условия создаются и при преследовании отходящего противника. Упреждая его в выходе на важнейшие рубежи, захватывая узлы дорог, перевалы и переправы, подразделения на БМП лишают противника возможности закрепиться и задержать наступление наших подразделений.

Что касается боевого порядка, то в батальоне и роте его целесообразно строить в два эшелона. Разумеется, это не исключает и одноэшелонного построения с выделением резерва. Учитывая высокую подвижность машин, удаление второго эшелона (резерва) от первого может быть большим, чем обычно принято.

В оборонительном бою правильное использование боевых машин пехоты позволяет в короткие сроки организовать прочную оборону и успешно отражать наступление превосходящих сил танков и мотопехоты противника. Оборона подразделений на БМП основывается на подготовленной системе огня танков, орудий, ПТУРС и пулеметов в сочетании с огнем мотострелиов, расположенных в траншеях и окопах, на правильном использовании защитных свойств местности и ее инженерном оборудовании, на умелом маневре огнем и боевыми машинами в пределах занимаемого района.

Учитывая высокую огневую мощь БМП, отделению, на наш взгляд, следует назначать не позицию, как это определено Боевым уставом, а опорный пункт размером 100—150 м по фронту и до 200 м в глубину. При этом боевая машина, как основное огневое средство, может располагаться не только рядом с мотострелками, но и в глубине или на одном из флангов. Наряду с основной позицией для нее оборудуют несколько запасных. Командир отделения, как правило, должен находиться в траншее (окопе).

Взводу также целесообразно назначать опорный пункт с промежутками между отделениями до 150—200 м. Что касается боевых машин пехоты, то интервалы между ними должны быть не менее 100—150 м.

Как показывает опыт учений, в бою командиру взвода лучше всего находиться: при уничтожении противника на дальних подступах — в боевой машине, с подходом атакующих на 600—500 м — в траншее (окопе). Это позволяет лучше управлять огнем подразделения, в самый ответственный момент боя быть ближе к подчиненным.

Для отражения атаки мелких групп противника и его разведывательных подразделений необходимо на взвод иметь одну машину как дежурное огневое средство.

Мотострелковому взводу, выделенному в боевое охранение, целесообразно определять не позицию, а опорный пункт размером до 700 м по фронту и до 400 м в глубину. В таких условиях промежутки между отделениями и БМП могут достигать 200 м.

В обороне взвод и даже отделение нередко будут находиться в засаде. Мотострелки при этом, как правило, не спешиваются. Подпустив противника на близкое расстояние, они огнем из всех видов оружия наносят ему поражение, и машины сразу же меняют огневые позиции.

Опорный пункт роты на БМП также допустимо создавать большим по размеру, чем обычный. Он подготавливается к круговой обороне. Взводы в зависимости от характера местности и ожидаемых действий противника располагаются в линию, углом вперед, назад, уступом вправо, влево, обеспечивая надежное поражение огнем атакующих перед фронтом и на флангах роты.

На наш взгляд, наиболее целесообразным является боевой порядок углом назад. С одной стороны, при этом создается огневой мешок, а с другой — представляются лучшие возможности для круговой обороны, увеличивается глубина опорного пункта.

Что касается промежутков между взводными опорными пунктами, то и они могут быть большими. Не снижая устойчивости обороны, это ослабляет эффективность применения противником оружия массового поражения и обеспечивает выгодные условия для маневра.

Штатными подразделениями и приданными средствами командир роты управляет с боевой машины и располагается, как правило, за опорными пунктами взводов, находящихся в первой линии.

Размер батальонного района обороны может быть увеличенным, особенно для подразделений, действующих в полосе обеспечения или на танконедоступной местности. Учитывая площадь ротных опорных пунктов, допустимые промежутки между ними, а также большое количество противотанковых средств, представляется целесообразным боевой порядок батальона, усиленного танковой ротой, строить в два эшелона. Такое построение способствует повышению устойчивости обороны и увеличивает ее глубину.

Естественно, оборона подразделений на БМП должна носить более активный характер. Обладая большой мобильностью, они имеют возможность резко изменить характер своих действий: перейти в контратаку, закрыть образовавшуюся брешь, отойти на выгодный рубеж и т. д.

Что касается встречного боя, то с поступлением на вооружение подразделений боевых машин пехоты принципы его организации и ведения не изменились, однако в работе командиров появились некоторые особенности. Так, увеличение скорости выдвижения подразделений влечет за собой сокращение времени на организацию боя, и от командиров требуется исключительная четкость и оперативность в работе.

Высокая подвижность машин дает возможность упредить противника в занятии выгодного положения для внезапных ударов по его флангам и тылу. Немаловажную роль здесь играют способы развертывания и формы боевых порядков. Например, захватив выгодный рубеж, головная походная застава спешивает мотострелков, огнем с места наносит поражение противнику и заставляет его развернуться. Главные силы, следуя в колонне, совершают маневр, стремительно развертываются в боевой порядок, минуя предбоевой, и наносят удар во фланг и тыл противнику. При этом мотострелки действуют на БМП, ведя огонь через бойницы.

Находясь в авангарде, батальон под командованием капитана В. Полетайко преследовал отходящего «противника». На пути им встретился сильный опорный пункт, хорошо оборудованный в инженерном отношении. Атаковать его всем батальоном не имело смысла: «противник», воспользовавшись задержкой, мог усилить оборону, уточнить систему огня, осуществить выгодный для себя маневр силами и средствами. Тогда капитан решил головной походной заставой сковать оборонявшихся с фронта, а главными силами, обойдя с фланга, атакой на БМП вслед за огневым налетом уничтожить их и продолжать преследование.

Четко проведенный стремительный маневр позволил батальону быстро ликвидировать опорный пункт и продолжать преследование.

Успех достигнут был и тем, что развертывание батальона на БМП из походного порядка в боевой осуществлялось одновременным поворотом всех машин в направлении атаки. Время на принятие боевого порядка было сокращено в 2,5 раза, подразделения батальона в течение меньшего отрезка времени находились под прицельным огнем оборонявшихся.

Успех во встречном бою немыслим без постоянного взаимодействия между мотострелковыми, танковыми и артиллерийскими подразделениями. Между тем обеспечить его поддержание не всегда просто. Дело в том, что боевые машины пехоты значительно превосходят по скорости и маневренным возможностям другие средства. И при выдвижении и атаке командир батальона иногда вынужден искусственно сдерживать подразделения на БМП. Разумеется, это не лучший способ применения таких высокоманевренных боевых машин.

Атакуя на боевых машинах пехоты, нельзя забывать, что у противника, будь то на марше, при отходе или поспешном занятии обороны, имеются танки, артиллерия, безоткатные орудия, ПТУРС и другие противотанковые средства. Чтобы изготовиться к стрельбе и открыть огонь, им потребуются буквально считанные секунды. И, конечно, успех в этих условиях может быть достигнут лишь в том случае, если внезапная и стремительная атака будет сопровождаться сильным огнем не только поддерживающей артиллерии, танков, но и боевых машин пехоты.

Таковы основные принципы применения боевых машин пехоты в различных видах боя. Разумеется, мы не претендуем на полное изложение затронутого вопроса. Совершенствование старых и поиск новых приемов и способов действий продолжается. Задача командиров — своевременно подмечать все новое и передовое и внедрять его в практику обучения войск.

ОТ РЕДАКЦИИ: В статье рассматриваются интересные вопросы, имеющие большое практическое значение. Некоторые предложения авторов, по мнению редакции, заслуживают внимания, приглашаем командиров всех степеней, офицеров штабов поделиться опытом использования подразделений на БМП в различных видах боя и высказать свое мнение по затронутым в статье проблемам.

С уважением, Пауль.