От Антон П Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 09.06.2016 14:23:24 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

размышления о югославском кризис 90-х

В конце 1980-х гг. условный «Запад» определился со своей целью на Балканах в форме развала федерации южных славян и на это направлял свои усилия. Смысл этого решения можно трактовать и представлять себе по-разному, но, взяв это намерение за исходный факт, становится понятен дух политики по отношению к СФРЮ в годы кризиса и последовавшей гражданской войны.
Надо хорошо понимать истину, что для сербского народа Югославия была в полном смысле слова своим государством. Серьёзных течений сецессионистского толка в сербском народе не было. В государстве, возникшем по результатам Первой мировой войны, были объединены все земли, принадлежащие сербскому народу в новейшей истории. В определённой форме осуществилась мечта сербских интеллектуалов, сформулированная Илиёй Гарашанином в середине XIX века. Государство меняло названия (только социалистическая Югославия полностью именовалась тремя различными способами в разные периоды), конституционно-правовое устройство и даже общественный строй, но верность ему сербов не исчезала и не умалялась. Залогом существования той Югославии, которая восстановилась после Второй мировой, было решение бороться с оккупантами и сепаратистскими фашистами разных видов, поддержанное большинством сербских комбатантов в 1942-1943 гг. Одновременно сербы оставались сербами и не растворялись в «югославянстве». Оплотами последнего были Македония и Босния и Герцеговина – то есть народы с минимальной исторической традицией.
В отличие от сербов, значительная часть словенцев и хорватов воспринимала Югославию не как долгожданную родную гавань, в которую народ привёл корабль государственности, а как остановку по пути следования к какой-либо форме национальной государственности. Сложнее обстояло дело в Хорватии. Первый опыт создания хорватского государства («независной државы») был откровенно провальным. Марионеточное государство, устроенное немцами и итальянцами на огромном пространстве вне учёта каких-либо разумных национальных границ, отметилось в истории прежде всего невиданным по размаху и чудовищной жестокости геноцидом, исключившим тогда возможность даже апеллировать к союзникам по антигитлеровской коалиции о сохранении какой-либо формы государственности. Однако после войны хорватской республике были подтверждены её территориальные расширения в историческом регионе Краина (на старой австрийской военной границе с Османской империей), сделанные ей ранее премьер-министром Стоядиновичем за счёт этнических сербских земель ради удовлетворения аппетитов вечно недовольной Хорватской бановины.
С началом конфликта Запад блокировал попытки федерального центра сохранить Югославию и защитить сербский народ за Савой и Дриной, в третий раз за ХХ в. оказавшийся перед угрозой геноцида. Одновременно по всем направлениям - политическому, финансовому, военному, информационному - поддерживался сепаратизм. Запад сделал всё, чтобы государственные учреждения и армия не смогли выполнить свою задачу, а распад страны не прошёл относительно мирно и контролируемо, а принял форму гражданской войны (зато синхронно можно было поморализировать о «нецивилизованных и озлобленных сербах», а среди самых «неполиткорректных» смельчаков – о «балканцах» вообще и их «неевропейском» темпераменте).

В первую очередь, лживую картину происходившего в Югославии рисовала пропаганда капиталистических государств Западной Европы и Америки. Пропаганда выдвинула две аксиомы, опираясь на которые, только и возможно понять её дискурс.
1) За сохранение Югославии выступают а) прокоммунистические и б) великосербские силы. В контексте геополитической победы, одержанной заправилами толка Тэтчер и Буша-старшего, уже приверженность к какого-либо рода социалистическим ценностям отводила государство в разряд неприятельских (вспомним, что совсем недавно Запад капитально испортил отношения с Китаем, которому с милой космополитической улыбкой непрошенно предложил набор «ускорений» и «демократизаций», несвоевременно прерванный отчаянной «разведкой боем» в форме «оранжевой революции» на Тяньянмэне). Заносчивые и агрессивные лидеры «Свободного мира» наблюдали за тяжелейшим кризисом в Советском Союзе, уже переходившем в его агонию, и горели азартом додавить последние очаги «красной мечты», которая всего несколько десятилетий назад вынуждала их предшественников бросаться нагишом из окон с воплями «Русские идут!» Одинокое и миролюбивое государство на юго-востоке Европы с короткой исторической традицией (то есть заведомо непрочное) идеально подходило для показательного смачного и садистского избиения.
Термин «великосербские», рождённым военной пропагандой хорватов, несёт определённую и однозначно негативную окраску для сторонников поддержания единства Сербства. Это хлёсткий и неумный ярлык по образцу «великорусских держиморд-шовинистов». Причём определение «велико-» в югославских войнах использовалось пропагандой исключительно в адрес сербов. Хорватская сторона, намеревавшаяся овладеть половиной Боснии, в общественном сознании не отпечаталась как «великохорватская».
2) Великосербские коммунистические силы, предводимые Слободаном Милошевичем, хотят сохранить Югославию, видя в ней Великую Сербию. С этого момента логика извращается совершенно, потому что защита федеративной страны терминологически превращается в «агрессию», а насильственные сепаратистские действия – в «оборону от агрессии». К разряду коммунистов и / или «великосербов» относятся сторонники сохранения Югославии, а также федеральные силовые структуры – армия и полиция, действующие вне Республики Сербия. Они преподносятся как нападающая сторона. Вооружённые формирования нацменов-сепаратистов представляются защищающейся стороной, и с них снимается вина за конфликт.
Самые рассудительные из западных интеллектуалов, устроенные несколько сложнее, чтобы брызгать жидкой слюнкой на не нравящиеся народы и государства, выработали в своём кругу ещё более интересное, как бы примиряющее искажение логического восприятия. В кратчайшем изложении: развал Югославии – несомненная трагедия, но ответственность за него несут… сербы, которые нарушили межнациональный мир. Что-то там невежливо высказали «небратьям». Впрочем, в истории развала Светского Союза мы имеем полную аналогию. Имею в виду учреждение коммунистической партии РСФСР, которую самые бесстыжие «примирители» выставляют как роковое событие, оттолкнувшее от России союзные республики и похоронившее державу.


Козарска бригада креће преко Саве