От Борис Загреев Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 14.09.2000 15:55:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

150. Коммунизм и социал-дарвинизм (продолжение темы 104)(*)

Ранее здесь обсуждался вопрос о коммунизме, его образах в литературе (советской фантастике) и т.д. Вот что хочется в связи с этим сказать. Я тоже в свое время (в школе) увлекался советской фантастикой, читал ее прямо запоем. А потом стал замечать, что постепенно мне становится, увы, скучно. И действительно, все хорошо, все люди братья, но скучно... Нет конфликта. Даже в лучших произведениях советской фантастики конфликт был скорее между "хорошим" и "отличным". Для "оживляжа" приходилось вводить каких-то "злодеев" со стороны (какая-нибудь другая цивилизация, стонущая под игом капиталистов) или "отдельных бюрократов-чинуш", непонимающих "продвинутых" главных героев. Короче, коммунизм - "конец истории", говорить особо не о чем (кроме бесконечного технического прогресса). Здесь я не говорю о том, достижим-ли коммунизм или нет, а о том, что жить в том коммунизме - раю земном довольно скучно.
Недаром говорят классики, что "жизнь - борьба", вечная борьба Добра и Зла. Только это придает, на мой взгляд, смысл человеческой жизни.
В этом контексте вернемся к вопросу о достижимости коммунизма с научной точки зрения, попробуем применить естественно-исторической подход. Для этого рассмотрим эволюцию природы. Вот уж где борьба так борьба! Борьба за существование - непрерывная, ожесточенная, но интересная! На такие попытки применить дарвинизм к человеческому обществу часто вешают ярлык (в том числе и С.Кара-Мурза), что подобный социал-дарвинизм антигуманен т.к. проповедует принцип "побеждает сильнейший", что граничит чуть-ли не с фашизмом. Это связано с тем, что социал-дарвинизм обычно понимают очень примитивно, сводя все к индивидуальной, эгоистичной борьбе за существование. Между тем кроме индивидуального, существенную роль играет ГРУППОВОЙ отбор. Именно он позволяет естественным образом объяснить существование элементов АЛЬТРУИЗМА уже среди животных! С точки зрения интересов группы альтруизм выгоден. Стадо (стая), состоящая из альтруистов, могущих в критический момент пожертвовать собой ради общего блага, имеет больше шансов на выживание. Таким образом, групповой отбор создает предпосылки образования КУЛЬТУРЫ, МОРАЛИ, ЗАКОНОВ, современного правового государства. Таким образом наоборот, социал-дарвинизм обосновывает ГУМАНИЗМ.
Действительно, бороться только за собственное существование тоже скучно, даже как-то неприятно. Еще в школе, помню, драться за себя я как-то стеснялся, особенно было неприятно, когда вокруг за дракой наблюдала стая маленьких "шакалов", готовая тут-же присоединиться к победителю. А вот защищая другого, слабого всегда получал большое моральное удовлетворение.
Поэтому идеальное общество, на мой взгляд, это не то общество, где "все люди братья". Такого быть не может, или может быть на весьма короткое время. С точки зрения теории эволюции любая экологическая ниша - для хищника или паразита - должна быть заполнена. Поэтому в любом обществе должна быть "имунная система" для борьбы с этими паразитами. А вот власть в этом "идеальном обществе" должна принадлежать АЛЬТРУИСТАМ!
Подробнее см.
face.itep.ru/~zagreev/whist.html
http://face.itep.ru/~zagreev/wpolit.html